В нескольких регионах России зарегистрированы случаи пищевого отравления консервами.
Сегодня мы расскажем нашим читателям о том, как проверить свежесть продуктов и минимизировать риск отравления и куда жаловаться, если вы все же нарвались на испорченную еду.
Всегда проверяйте этикетку: на ней указано, когда товар произвели и сколько он может храниться. Не берите продукты в поврежденной упаковке.
Дома не забудьте убрать в холодильник продукты, которые нужно хранить при низкой температуре. Скоропортящаяся еда не должна лежать долго.
Летом стоит быть особенно внимательным: в жару продукты портятся быстрее.
Еда плохо пахнет? Даже если срок годности еще не истек, это значит, что начался процесс гниения. Внутри размножаются микроорганизмы: кишечная или синегнойная палочка, стафилококки, стрептококки. Они могли быть в продуктах с самого начала или попали в еду во время разделки, упаковки, транспортировки.
Заметили неприятный запах или слизь? Выбрасывайте такую еду. Варить или жарить испорченные продукты бесполезно: высокая температура убивает не все микроорганизмы.
Консервированные продукты могут быть заражены спорами возбудителей ботулизма. Чаще всего они встречаются в домашних заготовках, например в консервированных овощах и грибах, а также в колбасах, ветчине, копченой и соленой рыбе. Изредка бактерия может оказаться и в фабричных консервах.
Причем неприятного запаха в таких случаях может и не быть, а банка не обязательно вздувается.
Чтобы обезопасить себя:
— в кафе просите открывать консервы при вас;
— никогда не ешьте содержимое вздувшихся банок;
— выбрасывайте консервы, внутри которых обнаружились пена, пузырьки или плесень;
— чтобы сохранить ягоды на зиму, лучше замораживайте их, а не консервируйте.
Как распознать ботулизм
Если, несмотря на все меры предосторожности, вы почувствовали себя плохо, обратите внимание на симптомы.
При ботулизме возникают:
— сухость во рту;
— бледность и тошнота;
— хрипота и боль при глотании;
— двоение в глазах и ухудшение зрения, опущение верхнего века, расширение зрачков, косоглазие;
потеря координации;
— паралич конечностей;
— тяжесть в груди;
— вздутие и боли в животе, диарея.
Если у вас или ваших близких появились эти симптомы, незамедлительно вызывайте скорую!
Замороженные продукты обычно не пахнут, поэтому определить, свежие они или нет, труднее.
Часто такие продукты портятся из-за нарушения условий хранения: например, если рыбу или мясо несколько раз размораживали и замораживали, употреблять их в пищу опасно.
Так, в рыбе из-за многократной заморозки накапливается гистамин. Этот токсин может вызвать так называемую гистаминовую мигрень (синдром Хортона), головную боль и тошноту.
Чтобы проверить мороженую рыбу или кусок мяса, проткните их разогретым ножом. Если из надреза чувствуется неприятный запах, продукт непригоден.
Размороженную рыбу можно проверить по-другому — положить на ладонь. Если голова и хвост повиснут, значит, начался процесс гниения. Такую рыбу есть нельзя. Этот способ называется «проба на акробата».
Если вам стало плохо от еды из магазина или после обеда в кафе, вызовите врача. Вам назначат лечение и документально зафиксируют факт отравления, в том числе запишут, что именно вы съели.
После этого соберите доказательства — чек или электронную выписку с банковской карты. Если чека нет, его заменят показания свидетелей, фото- и видеозаписи из торгового зала или кафе, заключение санэпидемстанции, скриншот корзины заказа в интернет-магазине.
Напишите претензию в произвольной форме
В претензии в адрес магазина или ресторана обязательно нужно указать:
— дату покупки;
— что, где и по какой цене купили;
— последствия, то есть факт отравления, подтвержденный медзаключением или справкой;
— ссылку на статью 14 закона «О защите прав потребителей», по которой вам должны возместить вред;
— требование компенсации. В сумму можно включить не только стоимость продукта, но и траты на лекарства, моральный ущерб и другие убытки — например, если из-за болезни вы не смогли работать.
Как передать претензию?
Отправить по почте заказным письмом на юридический адрес компании.
Передать лично представителю организации. В этом случае пусть второй экземпляр останется у вас — ответчик должен его заверить.
По закону отреагировать на претензию должны в течение десяти дней.
Также вы можете:
— пожаловаться в Роспотребнадзор лично в территориальном отделе или через официальный сайт;
— позвонить на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8-800-100-00-04;
— обратиться в полицию или Следственный комитет, если отравление вызвало тяжелые последствия;
— подать в суд, если ответчик не реагирует на вашу претензию или отказывается ее удовлетворить. Если ущерб меньше 100 тыс. рублей, направьте иск мировому судье, если больше — в районный суд общей юрисдикции.