05:17
17.09.2024
Вторник
АН-4: проект, от которого выиграют все
07.08.24 22:24
26

Россия, Монголия и Китай создают надежный логистический канал, не зависящий от внешних политических факторов.

Как показали события последних двух лет, после начала проведения Россией специальной военной операции, многие налаженные логистические цепочки доставки товаров из одной части мира в другую, оказались под угрозой срыва. Вашингтон и Брюссель делали все возможное, чтобы Россия оказалась в экономической изоляции, потеряла свое важное конкурентное преимущество как транзитная страна между Европой и Азией. Однако все эти тщетные потуги Запада привели только к одному — поиску и построению новых экономических коридоров.

1 августа этого года на четвертом заседании совместной комиссии в столице автономного района КНР Внутренняя Монголия городе Хух-Хото представители Монголии, России и Китая договорились начать международные автоперевозки по азиатской дорожной сети — маршруту АН-4. Заседание проходило на уровне заместителей министров транспорта стран, что говорит о его высоком статусе.

Стоит отметить, что АН-4 (Asian Highway 4), это один из основных маршрутов международной азиатской сети, соединяющий российский Новосибирск с пакистанским портом Карачи и проходящий через территорию Монголии, Китая и Пакистана. Общая длина пути составляет свыше шести тысяч километров.

По словам сотрудника российской академии наук Бориса Кушхова, активная фаза подготовки маршрута «Азия-Европа» через АН-4 свидетельствует о появлении евразийского транзитного пути, открывающего принципиально новые возможности для всех трёх стран.

«Динамичное развитие колоссальной автомобильной магистрали внутри евразийского континента является знаменательным свидетельством расширения перспектив торгово-экономического партнёрства на пространстве ШОС и в рамках трёхстороннего экономического коридора «Россия-Китай-Монголия», отмечает представитель РАН.

Здесь уместным будет добавить, что проект АН-4 не новый, начало его реализации датируется 2019 годом, когда состоялось первое заседание совместной трехсторонней комиссии. Тогда страны планировали запустить движение по маршруту осенью 2020 года с учетом строящейся инфраструктуры на монгольской территории. Также была достигнута договоренность об организации совместного пробного грузового автопробега по АН-4 с целью выявления его слабых мест. А затем наступила пандемия коронавируса и проект пришлось фактически свернуть на три года. И только в сентябре 2023 года пробный грузовой автопробег состоялся. Колонна из девяти китайских, российских и монгольских грузовиков выехала из города Урумчи, административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, и прибыла в Новосибирск, проследовав через территорию Монголии.

Комментируя это событие, замдиректора департамента транспортных услуг Министерства транспорта Китая Сюань Дэндянь отметил, что «пробный автопробег позволил трем сторонам оценить состояние транспортной инфраструктуры, удобство таможенного оформления и обслуживания пассажиров с экипажами». Главным результатом автопробега стало окончательное решение о запуске грузоперевозок по маршруту АН-4.

Чем же выгоден АН-4 для Улан-Батора, Москвы и Пекина?

Для Монголии этот проект корреспондируется с программами национального развития, поясняет Борис Кушхов. Для монголов крае важно наличие магистрали континентального значения в западном районе страны, как наименее развитом и освоенном. А наличие современной магистрали позволит активизировать работы на пока ещё не введённых в экономический оборот месторождениях на данной территории. Западный регион Монголии богат запасами многих цветных и редкоземельных металлов.

Кроме того, развитие транспортной сети открывает для внутриконтинентальной и сухопутной Монголии доступ к морским коммуникациям в Индийском океане. «Помимо всего прочего, АН-4 предоставляет Улан-Батору доступ к максимально коротким автомобильным маршрутам в Среднюю Азию — в частности, через доступ к магистралям АН-5 и АН-7, как бы «подключая страну» к ещё одному коридору в рамках группы маршрутов «Китай-Европа», говорит представитель РАН.

Рассуждая о российских интересах, Борис Кушхов говорит о том, что Россия получит доступ к портам Аравийского моря, который в теории позволит России выстраивать океанические коммуникации с Южной и Юго-Восточной Азией, а также с Ближним Востоком без вовлечения в них маршрутов через Чёрное море, Босфор, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. Ведь не секрет, что часть этих маршрутов в последние годы неразрывно связана с различными политическими рисками. Также, развитие маршрута АН-4 приведёт к дальнейшей диверсификации маршрутов для российского экспорта и импорта, создаст выгодные условия для взаимодействия России с её географически удалёнными партнёрами, сформирует предпосылки для экономического и социального развития Сибири, а также расширит российское участие в континентальном транзите по маршруту «Китай-Европа».

В свою очередь для Китая АН-4 является новым перспективным маршрутом для обеспечения экспорта товаров на рынки Европы и Среднего Востока, значительным толчком к развитию западных районов страны — в частности, Синьцзян-Уйгурского Автономного Района. Помимо этого, дорога до пакистанского порта Карачи обеспечивает Китаю доступ к западной части Индийского океана в обход Малаккского пролива и участков нынешних морских коммуникаций КНР, которые могут оказаться под угрозой в случае обострения отношений страны с Соединёнными Штатами.

Отмечают участники этого проекта и еще один важный аспект. Маршрут представляется достаточно стабильным с политической точки зрения. Он проходит через пространство ШОС: все страны-участники проекта являются членами организации, кроме имеющей статус наблюдателя Монголии. Большая часть маршрута находится также в пределах давней и особенно стабильной геополитической системы «Россия-Китай-Монголия».

Если же говорить об экономической составляющей проекта, то, происходящая в последние годы, по сути, революция сухопутных контейнерных перевозок, сделавшая континентальные транспортные маршруты реальной альтернативой морским коммуникациям, обеспечивает АН-4 значительный конкурентный потенциал. А взаимовыгодное сотрудничество в условиях политической стабильности в полной мере соответствует ориентирам и целям Шанхайской Организации Сотрудничества и способствует наращиванию торгового обмена между государствами Азии и Европы.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net