Однако, как показывает практика, без помощи извне сделать это крайне сложно.
По данным Всемирного банка, сегодня в мире продовольствие дорожает быстрее других товаров. Инфляция выше 5% отмечена в 52,4% стран с низким уровнем дохода, в 88,6% стран с уровнем дохода ниже среднего и в 61% стран с уровнем дохода выше среднего.
Эксперты отмечают, что во многих государствах инфляция измеряется двузначными числами. Кроме того, в 67,3% стран с высоким уровнем дохода наблюдается высокая инфляция цен на продукты питания. Больше всего пострадали от этого страны Африки, Северной и Латинской Америк, Южной Азии, Европы и Центральной Азии. В 166 странах инфляция цен на продукты питания превысила общую инфляцию на 76%.
Среди ключевых рисков для цен на продовольствие Всемирный банк выделяет эскалацию конфликта на Ближнем Востоке. Она может привести к росту цен на нефть. «Это, в свою очередь, увеличит затраты на производство и транспортировку продуктов питания». Кроме того, если цены на природный газ и уголь вырастут (или если конфликт затронет основных экспортеров азотных удобрений в регионе), вырастут и цены на удобрения, что еще больше повлияет на продовольственные цены.
Еще одна весомая причина, влияющая на глобальную продовольственную безопасность — изменяющийся на планете климат.
Как уже было сказано выше, правительство Монголии в последние годы сделало целый ряд значительных шагов для обеспечения продовольственной безопасности своей страны. И начала она с рекордных урожаев овощей, запустив для этого в стране программу «Продовольственная революция».
По сообщению монгольских СМИ, национальная кампания «Продовольственная революция», старт которой был дан в 2023 году, значительно увеличила производство овощей. «Страна достигла 85% уровня самообеспеченности, что является для неё рекордным показателем. Подобные результаты знаменует собой большой шаг на пути к снижению зависимости от импорта овощей».
В прошлом году в АПК было «закачано» 223 миллиарда тугриков, что по оценкам экспертов, стало крупнейшей поддержкой продовольственного сектора за последние три десятилетия.
Еще одна фишка монгольского продовольственного «чуда» заключается в том, что власти страны изначально сделали ставку на «длинные» кредиты для сельхозтоваропроизводителей. Как пояснил по этому поводу на одном из заседаний президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух: «в среднем производственный проект окупается за пять-десять лет, поэтому правительство посчитало невозможным финансировать проект национального масштаба с помощью краткосрочных банковских кредитов под высокие проценты».
Помимо собственных ресурсов, а казна страны на 80 процентов наполняется за счет продажи полезных ископаемых, власти Монголии активно пытаются привлечь заемные средства. В частности, уже в этом году Улан-Батор намерен получить около 700 миллионов долларов от Азиатского банка развития на улучшение логистики поставок продовольствия и наращивание производственных мощностей.
Помочь в деле обеспечения производственной безопасности страны призвана и наука. В 2023 году в столице Монголии введено в эксплуатацию новое здание Научно-исследовательского института защиты растений. По мнению ученых-аграриев, это позволит увеличить количество сельскохозяйственных исследований.
Стоит отметить, что тема продовольственной безопасности достаточно многогранна, и, как это ни парадоксально, зависит не только от объемов финансовых вливаний в аграрный сектор.
Так, посетив одну из продовольственных ярмарок, председатель Великого государственного хурала Г. Занданшатар призвал соотечественников « быть патриотически настроенными потребителями, покупающими продукты питания монгольского производства». Также он отметил важность обеспечения жителей страны теми продуктами, которые бы отвечали потребностям их организма.
По словам спикера парламента, Монголия должна увеличить тепличный комплекс и количество складов для обеспечения населения овощами на четыре сезона, создать постоянный стратегический запас продовольственной пшеницы.
…По мнению международного экспертного сообщества, если Монголия и дальше будет делать серьезные вливания в АПК, подключит науку, сможет взять международные займы, есть вероятность в ближайшие годы выйти на уровень продовольственной самообеспеченности. А там уже и об экспорте можно будет говорить.