Помимо ежегодных учений, в соседнюю с Забайкальем страну, поставляется военное разведывательное оборудование и техника натовского образца, а подразделения американских инженерных войск строят автомобильную инфраструктуру (дороги, мосты, инженерные сети).
30 июня на интернет-ресурсе centralasia.media, появилась статья «Путешествие военного инженера в Монголию». В ней рассказывается о том, как «первый лейтенант армии США Брайан Альбертсон, работает бок о бок со своими монгольскими коллегами, прокладывая новую дорогу через пересеченную местность».
Далее автор материала указывает на то, что строящаяся дорога, «станет поддерживать будущую подготовку и мобильность в регионе, соединяя близлежащий военный учебный центр с автомагистралью, Товчооны Зам (Tovchoo Road).
Фото «Восточное время»
Затем в красках описывается о том, как Альбертсон, старший офицер, назначенный в 333-ю инженерную роту 365-го инженерного батальона 302-й бригады повышенной маневренности, восхищается природой Монголии. «Холмы здесь примерно такого же размера, как Аппалачи, но дома они просто покрыты лесами вместо лугов».
Стоит отметить, что лейтенант Альбертсон — лишь один из тысяч американских солдат и офицеров, дислоцируемых на территории Монголии. Под «соусом» концепции «третьего соседа» командование войсками США ежегодно (с 2003 года) в рамках международных учений Khaan Quest привозят в страну кочевников свои элитные подразделения специального назначения. Например, бойцов 11-й воздушно-десантной дивизии США «Арктические ангелы». Эти самые «ангелы» каждый год тренируются на местности, очень схожей по своему ландшафту с южным Забайкальем. Согласитесь, неоценимый опыт потренироваться там, где, возможно, вскоре предстоит воевать.
Кстати сказать, учения, которые американцы позиционируют как «многонациональные миротворческие учения ООН», по своей сути являются отработкой различных сценариев развития боевых действий, они многокомпонентные, в них участвуют самые разные рода войск. Например, в прошлом году в Монголии отрабатывали взаимодействие представители 8-го Командования тылового обеспечения театра военных действий (Гавайи), 8-й бригады военной полиции 200-го Командования военной полиции. Также в учениях принимали участие военнослужащие 387-го батальона 11-й бригады военной полиции (Калифорния — бригада, Аризона — батальон), 411-го инженерно-саперного батальона СВ США.
Кроме того, на монгольской земле подразделения Национальной гвардии (Аляска) и войска Резерва из Аризоны и Род-Айленда, отрабатывали боевое слаживание с 8-м Командованием тылового обеспечения.
По мнению аналитиков, ежегодное наращивание американской группировки на учениях Khaan Quest говорит только об одном — командование американских войск высоко ценит возможность подготовить армию к боевым действиям в сложных условиях Монголии, схожих с климатов Забайкалья, Бурятии, Якутии.
Проявляется милитаризационный трек Монголии и еще в одном компоненте — воинские подразделения страны активно перевооружаются, кратно растут суммы, выделяемые из, скажем прямо, небогатого бюджета страны, на закупку оружия, амуниции, техники. По утверждению ряда военных экспертов, армия Монголии строится по образцу стран НАТО.
Что касается вооружений, то, особое внимание уделяется различным системам, которые позволяют «видеть» то, что происходит на сопредельной территории. Например, поставляемые в Монголию на условиях безвозмездной помощи, японские радары FPS-3 производства компании Mitsubishi. Радар спокойно может вести несколько воздушных целей на удалении до 600 км. А размещение FPS-3 вблизи российско-монгольской границы позволит отслеживать воздушную обстановку в районе Улан-Удэ и Читы. (В дальнейшем эту информацию можно передавать своему «третьему соседу», то бишь США).
Об активной милитаризации Монголии говорит и тот факт, что еще 3 декабря 2024 года Ассоциация БпЛА Республики Корея подписала меморандум о сотрудничестве с Национальной ассоциацией разработчиков беспилотных летательных аппаратов Монголии. Компании Blue Sky Drone и Sundori Drone намерены обучать монгольских операторов БпЛА и внедрять южнокорейские технологии в производство беспилотников.
По словам директора монгольской Ассоциации, планируется производить копии пяти типов корейских БпЛА, в том числе способных нести полезную нагрузку до 30 кг. Опыт локальных конфликтов показывает, что это машины двойного назначения и применяются для ведения разведки, нанесения ударов, передачи картинки рельефа местности, дистанционного минирования.
И еще один важный момент: с весеннего призыва 2024 года английский язык стал обязательным к изучению в монгольской армии. На обучение Минобороны выделяет 2,3 млн долларов США ежегодно.
Из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов.
Фото «Восточное время»
США и их сателлиты активно продвигают свои военно-политические интересы в Монголии. Постоянное присутствие в стране американских военных, бесплатные концерты на площади Улан-Батора в честь окончания учений, формируют положительный образ «американского солдата-защитника» в глазах местного населения. Монгольским военнослужащим, помимо навыков владения оружием натовского образца и знания английского языка, во время семинаров «исподволь» навязываются западные ценности.
США активно внедряет в сознание монгольского общества нарратив: мы, ваши друзья, в отличие от северного и южного соседей.
Как считают китайские аналитики, фундаментальная причина, по которой Соединенные Штаты не жалеют денег и усилий, чтобы завоевать расположение Монголии, заключается в том, чтобы иметь возможность вставить между Китаем и Россией «проамериканскую пешку» с политической системой, отличной от КНР и РФ и сдерживать их.
Рассматривают Монголию страны Запада и как важный, пока еще только наблюдательный плацдарм.