19:00
24.04.2024
Среда
Россия создает еще один путь на Юг – через государства Средней Азии
03.11.23 17:16
185

Участниками нового мультимодального «Южного транспортного коридора» помимо России стали Киргизия, Узбекистан и Туркменистан.

Он пройдет от Астрахани по Каспийскому морю в порт Туркменбаши и далее через Туркменистан и Узбекистан на юг Киргизии.

«Южный транспортный коридор» выгоден всем участникам проекта: для России это еще одна возможность выхода на рынки Центральной Азии.

Кроме этого, новый проект подтолкнет развитие порта Астрахань, откуда грузы теперь будут уходить по двум маршрутам: в Туркменбаши и в порты Ирана по другому глобальному маршруту «Север–Юг».

Таким образом, Россия получает в свое распоряжение сразу два маршрута на Юг: иранский с выходами в Индийский океан и далее в Индию и в страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и другие.

Туркменский маршрут на республики Средней Азии и северо-западные провинции Китая, с которыми в силу удаленности от основных торговых путей, обмен товарами затруднен.

Несомненно и другое — в дальнейшем «Южный транспортный коридор» станет неотъемлемой частью маршрута «Один пояс, один путь».

Для Киргизии, Узбекистана и Туркмении этот маршрут станет кратчайшей дорогой в Европу, Россия становится важнейшей страной-транзитером.

Маршрут обходит Казахстан и это связано с решением официальной Астаны не нарушать западные санкции, введенные против России, а также с трудностями, которые испытывают киргизские товары при пересечении границы с Казахстаном. Когда-то казахстанские чиновники ссылались на незаконный реэкспорт через Киргизию китайских товаров в страны ЕАЭС, но эта тема уже давно не актуальна. Сегодня тормозятся товары киргизского производства – изделия швейной промышленности, сельхозпродукция и многое другое.

Но, несмотря на все сложности в отношениях Москвы и Бишкека с Астаной, Казахстан по-прежнему остается участником международного транспортного коридора «Север–Юг» – мультимодального маршрута от Санкт-Петербурга до Индии, который проходит через Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмению. Его преимущество – сокращение расстояния и стоимости перевозок в два раза.

Тем не менее, «Южный транспортный коридор» наносит серьезный удар по планам президента Касым-Жомарта Токаева превратить Казахстан в транспортный хаб для стран Центральной Азии и Каспийского региона с последующим выходом в Европу через Транскаспийский транспортный маршрут, соединяющий Турцию с Китаем через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизию.

Впрочем, все это проблемы Астаны и президента Токаева. По мнению многих экспертов, если бы грузы шли без задержек, то Казахстан стал бы равноправным участником проекта.

В связи с началом работы «Южного транспортного коридора», хочется вспомнить еще об одном крупном проекте, который осуществляется в этом регионе.

Речь идет о строительстве новой ветки газопровода из Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию на северо-запад Китая.

По каким-то причинам некоторые СМИ Монголии назвали этот проект провалом планов Кремля по строительству газопровода «Сила Сибири – 2».

Абсурдность таких утверждений легко увидеть, лишь только взглянув на карту Центральной Азии и Китая: газопровод из Туркмении направлен на снабжение газом западных и северо-западных провинций Китая.

Вести туда ответвления от «Силы Сибири» крайне невыгодно и экономически нецелесообразно. Гораздо проще сделать это из Туркмении через территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, которые также заинтересованы в надежных поставках газа.

При участии в проекте пяти государств он становится гораздо более экономически привлекателен и привлечь к нему инвестиции будет гораздо легче.

Ну, а проект «Сила Сибири — 2» никуда ни делся и уже почти все готово к началу строительства.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net