О том, как сохранить свои сбережения и не стать жертвой «любителей халявы», рассказал заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Алексей Позолотин.
В самом начале беседы Алексей Сергеевич отметил, что бытует мнение, что чаще всего на уловки мошенников попадаются пожилые граждане. Однако, как показывает анализ, это далеко не так.
«По статистике 2023 и 2024 годов, жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины в возрасте 25-44 лет, имеющие среднее образование и средний уровень дохода. Разумеется, представители старшего поколения находятся в группе риска по той причине, что недостаточно ориентируются в новых технологиях и поэтому их можно легко ввести в заблуждение», — отметил он.
По итогам 2024 года чаще всего мошенники пытались получить доступ к средствам граждан через телефонные звонки или SMS-сообщения. Также они проводили атаки через мессенджеры, сообщения в социальных сетях, письма на электронную почту.
Как подчеркнул Алексей Позолотин, особую популярность в мошеннических схемах в минувшем году получил взлом аккаунтов на сайте «Госуслуги». Сделать это несложно, особенно если человек сам идет навстречу злоумышленникам. Тут преступники используют самые разные подходы, адаптируя их под конкретную ситуацию.
Например, они могут вести речь о необходимости провести регистрацию для замены счетчиков или установки домофона. Схем с использованием «Госуслуг» довольно много. При этом, отмечает сотрудник Банка, чаще всего люди отдают злоумышленникам сравнительно небольшие суммы — в пределах 20 тысяч рублей. Однако в прошлом году выросло число крупных денежных переводов — от 100 до 500 тысяч рублей. В 70% случаев граждане теряют свои личные сбережения, в 30% случаев — кредитные средства.
По данным социологических опросов, около 43% пострадавших обращаются в банки и порядка 30% — в правоохранительные органы.
«К сожалению, как мы видим из этих показателей, многие жертвы мошенников всё же остаются в тени. Однако стоит отметить, что фактов обращения в полицию и банк стало больше. Молчать о таких ситуациях не нужно — важно сообщать об этом в полицию, в Банк России. Чем больше таких данных у нас будет, тем эффективнее смогут работать банки и правоохранительные органы», — уточнил Алексей Позолотин.
Стоит отметить, что Банк России продолжает разрабатывать способы защиты сбережений граждан. Так, с 1 марта 2025 года гражданин может установить в своей кредитной истории самозапрет на получение кредита в банке или займа в микрофинансовой организации. Таким способом можно защититься от мошенников.
«Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги» и поставить галочку в специальной графе самозапрета. Информация уйдет в бюро кредитных историй. Если же у человека нет подтвержденной учетной записи на «Госуслугах», то оформить самозапрет можно будет в МФЦ, но такая услуга будет доступна только после 1 сентября 2025 года. Если самозапрет установлен, то в случае поступления заявления на оформление кредита на имя гражданина, банк должен будет отказать», — пояснил Алексей Позолотин.
При этом он подчеркнул, что самозапрет нельзя установить на ипотеку, автокредиты, обязательства по которым обеспечены залогом транспортного средства, основные образовательные кредиты и поручительства. Самозапрет также не распространяется на выдачу денежных средств по уже имеющимся кредитным картам и на оплату задолженности по ранее выданным кредитам или займам.
Действующие кредиты для установления самозапрета досрочно погашать не нужно.
Помимо этого, с 1 сентября 2025 года заработает норма федерального закона о периоде охлаждения по кредитам и займам. Согласно новой законодательной норме, если гражданин оформляет кредит на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, то период охлаждения составит 4 часа, то есть деньги он сможет получить только через это время. Если же сумма свыше 200 тысяч рублей, то период охлаждения составит 48 часов. Это сделано для того, чтобы в случае оформления кредита мошенниками, деньги не сразу попадали в их руки.