В Улан-Баторе под эгидой президента Монголии состоялся Всемирный форум по развитию экспорта. Особый интерес вызвала деловая дискуссия о развивающихся странах, не имеющих выхода к морю.
Исторически бедные, но не все
Во время Форума прозвучало, что сегодня в мире насчитывается 44 государства, границы которых не омываются морями или океанами. По оценке экспертов, жители этих стран занимают нижнюю миллиардную ступень мирового населения с точки зрения бедности. Но и это еще не все. Согласно Индексу человеческого развития (ИРЧП), за пределами Европы нет ни одной высокоразвитой страны, не имеющей выхода к морю. Кроме того, девять из двенадцати стран с самыми низкими показателями ИРЧП не имеют выхода к морю. Так, Эфиопия в Африке, разделяет бремя финансовых проблем со своими соседями, Сомали и Эритреей.
«Какой-то одной причины такого положения вещей нет», — отметили участники Форума. Не в пользу экономик государств, не имеющих выхода к морю работает сразу несколько факторов. Один из них, это изоляция от мировых рынков и высокие транзитные издержки, связанные с огромными расстояниями. К примеру, в странах, не имеющих выхода к морю, экономический рост на 6% ниже, чем в странах, им обладающих, при наличии равными других переменных, таких как количество жителей, минерально-сырьевая база, географические особенности и т.д.
Еще один фактор, это наличие административных барьеров, связанных с пересечением границ, поскольку существует большое количество бюрократических процедур, бумажной волокиты, таможенных сборов, ожидание на границе, и, что наиболее важно, задержек в движении товаров. В конечном итоге все это влияет на исполнение контрактов и себестоимость произведенной продукции.
Исключение составляет ряд европейских государств, таких как Австрия, Чехия, Швейцария, Венгрия, Словакия, Сербия. Они являются одними из самых богатых стран в мире, не имеющих выхода к морю.
Соседи в помощь
В качестве выхода из сложившейся ситуации, когда страны, не имеющие выхода к морю, априори становятся экономическими аутсайдерами, было названо укрепление отношений с соседними государствами. «Если страны-соседи, через которые проходит транзит, начинают предоставлять таможенные льготы, не препятствуют прохождению грузов, имеют развитую и высокоскоростную транспортную инфраструктуру, тогда и развитие государств, не имеющих выхода к морю, проходит по позитивному сценарию», — отметили участники мероприятия.
В завершении деловой дискуссии глава Администрации Президента Монголии Содбаатар Янгуг заметил:
«Форум проводится в то время, когда мы сталкиваемся со многими вызовами, такими как глобальная пандемия, изменение климата, рост цен на товары и услуги, нехватка продовольствия, энергетический кризис и сложная геополитическая ситуация. Считаю, что вместе мы вносим свой вклад в преодоление вышеперечисленных проблем, расширение взаимовыгодных экономических отношений, достижени целей в области устойчивого развития экономик наших стран». Кроме того, в рамках форума говорили об активизации региональной торговли, поддержке цепочки поставок, включая привлечение малых и средних производителей, увеличение кредитных продуктов, а также упрощение процедур торговли.
Одним из стратегических партнеров Монголии была названа Россия, которая не только является транзитным государством, но и обладает колоссальным потенциалом в качестве импортера монгольских товаров. Речь идет в первую очередь о продовольствии, мясной продукции, изделий из шерсти. Немаловажным аспектом является и развитие международного туризма.