Он станет недосягаемым для западных санкций
Как отмечает по этому поводу американское издание The New York Times, «на протяжении столетий торговля с Европой была главной опорой российской экономики. В ответ на западные санкции, ограничившие доступ России к европейским рынкам, Москва расширяет свои связи с другими странами: Китаем, Индией и государствами Персидского залива».
По оценке экспертов, ключевой составляющей российских планов является южный маршрут, частью которого станет железная дорога протяженностью 160 километров и стоимостью 1,7 миллиарда долларов. Стальная магистраль свяжет иранские города Астару и Решт, а также север Ирана и Азербайджан с российской сетью. Это будет непрерывная железнодорожная магистраль протяженностью почти в семь тысяч километров.
«Это будет последнее звено железнодорожной ветки между Россией и иранскими портами на берегу Персидского залива, которая обеспечит легкий доступ к таким центрам, как торговая столица Индии Мумбаи», — указывает издание NYT.
Как говорится в статье, этот путь важен для увеличения экспорта российских товаров, также он послужит дополнением для существующих торговых путей из России в Китай.
«Это будет непрерывная железнодорожная магистраль протяженностью почти в семь тысяч километров. И она будет недосягаема для западных санкций. Иранские порты на берегу Персидского залива обеспечат российским коммерсантам удобный выход на Индию, а также доступ к Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам, Пакистану и так далее», — констатирует издание.
По мнению эксперта из Баку по транспорту и логистике Рауфа Агамирзаева, «поскольку традиционные торговые пути России в основном перекрыты, ей приходится искать другие варианты».
Эксперт отметил, что Россия нашла немало способов для обхода западных торговых ограничений. «Какая-то часть потребительских товаров продолжает на законных основаниях поступать из Европы. Но в России широко доступны и те товары, поставки которых ограничены и которые сложно достать. В одном московском ресторане подают устрицы из Франции, которые завозят кружным путем через третьи страны. А в сети престижных супермаркетов можно купить итальянские трюфели и французское шампанское, экспорт которых Евросоюз запретил».
По мнению Рауфа Агамирзаева, российское правительство считает, что проект железной дороги через Иран, а также проект другой ветки в Турцию, которую Москва надеется восстановить, чрезвычайно важны для обеспечения гарантированного и ускоренного потока импорта в страну. «А еще эти пути важны для увеличения экспорта российских полезных ископаемых, что необходимо для экономики».
Стоит отметить, что еще в прошлом году президент России Владимир Путин, в ходе совместной с президентом Ирана видеоконференции, подчеркнул, что благодаря новому маршруту удастся сократить сроки перевозки грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи до десяти дней. Сейчас они составляют от 30 до 45 дней. Российские официальные лица называют этот проект «прорывным и революционным», заявляя, что он может составить конкуренцию Суэцкому каналу.
Еще один важный аспект в создании нового торгового пути заключается в том, что он также послужит дополнением для существующих торговых путей из России в Китай, который в настоящее время является самым крупным торговым партнером Москвы. С 2021 года объем товарооборота между двумя странами увеличился на 61%, составив в 2023 году более 240 миллиардов долларов. Основной скачок пришелся на период после начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года.
Растет и объем торговли с Индией. С 2021 года он увеличился в четыре раза и достиг 65 миллиардов долларов. Совокупный объем российской торговли с двумя этими странами в 2023 году превысил прежние масштабы торговли с Евросоюзом, составившие в 2021 году 282 миллиарда долларов.
Напомним, международный транспортный коридор «Север — Юг» — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии протяженностью 7,2 тысячи километров. Существуют три маршрута МТК: транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), а также западный и восточный (сухопутные). В мае 2023 года Россия и Иран подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута: Решт — Астара в Иране.