23:15
22.11.2024
Пятница
Китай намерен продолжить усиливать свое влияние на Монголию

​В этой связи вполне возможен визит лидера КНР Си Цзиньпиня в степную страну в 2024 году.

На принципах многополярности

Наше издание уже неоднократно сообщало о том, что за последний год США и страны Запада стали проявлять активный интерес в отношении Монголии. Лидеры европейских государств буквально выстроились в очередь перед резиденцией монгольского президента Хурэлсуха. Кроме того Монголию посетил Папа Римский Франциск, хотя в стране насчитывается немногим более 2 тысяч католиков.

Такое внимание к соседней с Россией и Китаем стране, вполне объяснимо. Прозападно настроенная Монголия, если она таковой в итоге станет, это идеальный плацдарм для вторжения на территорию России или Китая. Географически страна, зажата как котлета в сэндвиче между этими странами. Именно поэтому принцип «третьего» соседа сегодня активно культивируют США и их союзники по блоку НАТО.

Понимая такое положение вещей, Китай сегодня также усилил свое влияние на Монголию. И речь идет не только о подписании дипломатических документов и заверениях в дружбе, но и о вполне конкретных экономических и экологических проектах, а также вопросов безопасности.

Так, еще в сентябре этого года информационное агентство Синьхуа сообщало, что секретарь Совета национальной безопасности Монголии Джадамба Энхбаяр провёл встречу с членом политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая Ван И. В ходе встречи представитель КНР отметил, что Китай готов работать с Монголией для углубления двустороннего сотрудничества в сфере безопасности, чтобы обеспечить мир в регионе.

«Будучи всеобъемлющим стратегическим партнером и близким соседом, Китай всегда уважал путь развития, самостоятельно выбранный монгольским народом», — подчеркнул Ван И. В ответ Джадамба Энхбаяр сообщил, что Китай и Монголия всегда ценили главные интересы друг друга. Кроме того, монгольская сторона активно поддерживала КНР в борьбе с​ пандемией коронавируса, что свидетельствует о лучших двусторонних отношениях за всю историю. Также Энхбаяр отметил, что Монголия проводит дружественную политику по отношению к Пекину и твердо придерживается принципа «одного Китая».

Также стороны сошлись во мнении, что «тенденцию к многополярному миру невозможно остановить. Для построения многополярной системы необходимо учитывать интересы всех стран и совместно придерживаться целей и принципов Устава ООН, а также общепризнанных базовых норм, регулирующих международные отношения».

Увеличить объем торговли

Месяцем позже, 19 октября, развитие монголо-китайского стратегического партнерства во всех областях обсуждалось в Пекине между президентом Монголии Хурэлсухом и председателем КНР Си Цзиньпином во время международного саммита «Один пояс — один путь».

Главы государств подтвердили, что добрые соседские отношения между Монголией и Китаем являются приоритетом внешней политики двух стран.​ Хурэлсух и Си Цзиньпин договорились и далее сохранять текущую частоту визитов на высоком уровне, согласовать стратегии развития, увеличить объем торговли до 20 миллиардов долларов в год в ближайшем будущем. Шла речь и о том, чтобы диверсифицировать структуру торговли, соединить пограничные порты, укрепить правовую базу отношений и ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Важная деталь: сегодня Пекин готов предоставлять Монголии средства на безвозмездной основе для реализации целого ряда проектов и программ. Например, Пекин будет сотрудничать с Улан-Батором в проектах по уменьшению пробок на дорогах и расширять партнерство в области охраны окружающей среды, здравоохранения, науки и инноваций. Кроме того, Монголия и Китай выразили желание к дальнейшему взаимодействию в рамках ООН и других международных организаций. Всего Монголия и Китай подписали одиннадцать договоров. Они касались расширения торговых отношений, совместного зеленого развития в рамках монгольский инициативы «Миллиард деревьев» и выделения денежных кредитов по проекту строительства гидроэлектростанции «Эрдэнэбурэн».

Состоится ли визит?

Для того, чтобы визит китайского лидера в Монголию состоялся уже в следующем году, есть сразу несколько поводов.

К примеру, в 2024 году Монголия и Китай будут праздновать семидесятипятилетние со дня установления дипломатических отношений, тридцатилетие пересмотра китайско-монгольского Договора о дружбе и сотрудничестве. Также в следующем году будет ровно 10 лет с момента первого визита Си Цзиньпина в Улан-Батор.

Экономист и эксперт по международным отношениям Сумия Чулуунбаатар считает, что для Китая поддержка хороших отношений с Монголией является одним из приоритетных вопросов, связанным с безопасностью и стабильностью северной части государства. Об этом она сообщила в международном издании The Diplomat.

Эксперт отметила, что после пандемии коронавируса Си Цзиньпин резко сократил свои международные поездки. C начала 2020 года он не выезжал за границу свыше двух лет и лишь в сентябре 2022 года возобновил международные поездки. В 2023 году лидер КНР совершил всего четыре визита в другие страны, что намного ниже его показателя до пандемии. Данный факт может существенно повлиять на решение о визите Си Цзиньпина в Монголию.

В тоже время в противовес этому мнению можно смело говорить о том, что за последние десять лет политическое взаимное доверие между Китаем и Монголией постоянно укреплялось, а экономические и торговые обмены росли. Также укрепилось сотрудничество по экологическим вопросам.

На решение Си Цзиньпина посетить Монголию может повлиять и сближение Москвы и Улан-Батора. В октябре во время форума «Один пояс, один путь» в Пекине президент Монголии пригласил президента России Владимира Путина посетить Улан-Батор в 2024 году в честь 85-летия победы в битве на Халхин-Голе. Очевидно, что если Владимир Путин примет это приглашение, то китайская сторона тщательно рассмотрит возможность визита Си Цзиньпина в Монголию с целью усиления влияния Китая на своего северного соседа.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net