03:45
24.11.2024
Воскресенье
Датская компания Maersk «выстрелила себе в ногу» когда решила уйти из России
08.11.23 10:32
217

Один из крупнейших операторов морских грузоперевозок, датская компания Maersk в начале ноября сообщила о снижении выручки в третьем квартале 2023 года почти вдвое (на 95%).

В тоже время прибыль компании до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации упала еще больше — почти в шесть раз, составив 1,9 млрд. долларов.

Примечательно, что это заявление было сделано ровно год спустя после окончательного ухода датской компании из России. Именно в начале ноября 2022 года завершен юридический процесс ухода компании, фактически же датчане прекратили работу в России еще марте прошлого года.

Конечно, есть еще несколько факторов, серьезно повлиявших на деятельность компании Maersk, но уход и прекращение сотрудничества с Россией стал одной из главных причин таких печальных результатов.

Еще пару лет назад железнодорожные составы с контейнерами Maersk были неотъемлемой частью картинки на Российских железных дорогах. Составов с этими контейнерами по Забайкальской железной дороге проходило так много, что порой складывалось впечатление, что других перевозчиков в мире и не существует.

Однако стоило датчанам уйти из России, как тут же появилась масса других перевозчиков – в основном из России и Китая – и интенсивность контейнерных перевозок не уменьшилась, насколько можно судить с чисто обывательской точки зрения, наблюдая ежедневно за движением поездов на читинском участке ЗабЖД.

В случае с Maersk важно еще и то, как уходила эта компания с российского рынка: грузоперевозки в, из и через Россию были прекращены датской компанией сразу после начала спецоперации и все это сопровождалось политическими заявлениями от руководства Maersk.

Фактически, датчане не только «выстрелили себе в ногу», разорвав отношения, но и закрыли себе все пути возвращения, так как власти России вряд ли дадут разрешение на возвращение Maersk, если они этого запросят.

А предпосылки к этому есть.

Во-первых, в мировой торговле невозможно не учитывать Россию – самую большую страну-транзитера в мире.

До февраля 2022 года практически половина грузопотока из Китая в Европу шла через Россию.
Уход Maersk на какое-то время уменьшил эту долю, но, как известно, «свято место пусто не бывает» и уже очень скоро долю датской компании в контейнерных перевозках заняли компании из России и Китая.

Во-вторых, Россия и Китай начали активно осваивать новые маршруты доставки грузов из Азии в Европу и главным из них, одновременно самым перспективным и выгодным, является Северный Морской путь (СМП).

Если раньше этот маршрут казался далекой и несбыточной мечтой, то в этом году по нему началось полноценное прохождение торговых судов.

Ровно месяц назад, 6 октября 2023 года, в порт Балтийск Калининградской области пришло первое судно через Северный морской путь.

Принадлежащий Китаю контейнеровоз NewNew Polar Bear стал первым, кто достиг российского порта после шестинедельного перехода.

Судно вышло из Шанхая, по ходу маршрута сделало единственную остановку в Архангельске, затем был Балтийск и конечная точка Санкт-Петербург.

Транспортные компании России и Китая планируют сделать этот логистический маршрут – из Шанхая по Северному Морскому пути — постоянным. Получается дешевле и быстрее, чем через Суэцкий канал.

Китайская судоходная компания Safetrans Shipping заявила, что после приобретения контейнерных судов она будет поддерживать еженедельное сообщение по СМП.

В Росатоме заявили о планах перевезти в этом году через Арктику 36 млн. тонн грузов, а с 2024 года на участках СМП начнется круглогодичное обслуживание.

Вот и получается, что датская компания Maersk, отказавшись от сотрудничества с Россией, сама оказалась на обочине мировых транспортных путей.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net