Поставят ли они точку в военном конфликте на Украине?
18 февраля состоится третий по счету раунд переговоров в 2026 году спецпредставителей России, Украины и США. По утверждению экспертов: в Женеве будет интересно. Об этом говорит как состав делегаций, так и комплекс тем, которые планируется обсуждать.
Но, прежде чем мысленно перенестись в Женеву, нелишним будет вспомнить о встрече госсекретаря США Марка Рубио и президента Украины Зеленского, состоявшейся несколько дней назад на Мюнхенской конференции по безопасности. На ней Киев получил ясный сигнал: бесконечное финансирование прекращается, вопросы безопасности подлежат обсуждению.
Скорее всего, нарратив о том, что «пора заканчивать», прекрасно понимает и сам Зеленский. Он осознает, что атаками на нефтеперерабатывающие заводы, Киев перешел все «красные линии». Последние атаки ВС России показывают — СВО переходит в новую фазу, церемониться с Банковой больше никто не будет.
По мнению военного блогера Юрия Подоляки, Вооруженные Силы России стараются сделать так, чтобы у противника было очень много проблем. «Я думаю, здесь несколько моментов. Это системная работа, она началась в два раза более системно, чем ранее, потому что и ранее наносились удары, но так, чтобы системно, это с 1 октября. То есть пошла команда «выносить» энергетику Украины во всех отношениях: газовую инфраструктуру, электрическое снабжение регионов. Идут системные удары по подстанциям, сегодня ударили по ТЭЦ и ГЭС Днепровского каскада. Это в какой-то степени ответ на удары по нашим НПЗ, это очевидно», — считает военблогер.
Как отметил Подоляка, энергетика — «это кровь любой экономики, любой военной машины». Также она необходима для всего транспорта, логистики армии, переброски войск и военного производства.
«Надо понимать, что, поскольку США отказались от массовых поставок вооружения на Украину и сейчас основная масса дронов производится на территории Украины — как дальних, так и ближних, фронтовых, выключить энергетику — значит сорвать производство этих дронов, потому что без электричества, без энергии не работает ни одно, даже кустарное производство», — говорит Подоляка.
По его мнению, военное командование России, учитывая разгром энергетики Украины и катастрофическую ситуацию в ВСУ с живой силой (недокомплект в частях от 30 до 70 процентов) и техникой — готовит крупную наступательную операцию.
Вполне вероятно, что это понимают и в Киеве, поэтому от Женевы можно ожидать самых громких решений.
И совсем не случайно, что российская делегация летит в Швейцарию своим самым «сильным составом».
Во главе делегации будет выступать помощник президента Владимир Мединский, также подтверждено участие в ее составе заместителя министра иностранных дел Михаила Галузина. В Женеву приедет начальник Главного управления Генштаба Вооруженных сил России Игорь Костюков.
От США в переговорах примут участие спецпредставитель президента страны Дональда Трампа — Стив Уиткофф и зять американского лидера Джаред Кушнер. От Украины приедут секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Рустем Умеров, глава офиса президента Кирилл Буданов (включен в РФ в перечень террористов и экстремистов), его заместитель Сергей Кислица, начальник Генштаба ВСУ Андрей Игнатов.
«Как и предполагал, Женева может стать куда более серьезным мероприятием, чем Абу-Даби или любой из «Стамбулов»», — сообщил в своем тг-канале аналитик Юрий Баранчик.
Формирование более тяжеловесной делегации на женевский раунд (Галузин и Костюков) — это не протокольная деталь, а политический сигнал о расширении рамки переговоров и повышении их статуса. В Абу-Даби переговоры шли в узкой конфигурации — вопросы безопасности, военные параметры, режимы деэскалации. Это подразумевает технический уровень дискуссии. Женева — иная рамка, где, судя по составу, будут обсуждать переход от тактической повестки к политико-правовой архитектуре урегулирования в целом.
Включение Галузина (официальный МИД) и Костюкова (разведка МО) говорит о комплексности формата: политический, дипломатический и силовой уровни синхронизируются. Речь идет о координированной позиции государства, считает Юрий Баранчик.
Немаловажен в преддверии переговоров и тот факт, что накануне встречи в Женеве, российская сторона четко обозначила свою позицию по вопросу легитимности киевской власти. Заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин заявил о готовности Москвы обсуждать с США и Европой введение на Украине «временного внешнего управления под эгидой ООН».
Цель инициативы прагматична: создать условия для проведения честных выборов и формирования в Киеве власти, подпись которой под мирным договором будет иметь юридическую силу. Напомним, что Владимир Путин озвучивал этот тезис еще в марте 2025 года. Сейчас, когда легитимность Владимира Зеленского вызывает вопросы не только у Москвы, но и у части западных элит, этот сценарий снова на столе переговоров.
Очевидно — Женева станет площадкой, на которой будет обсуждаться переход от военной фазы переговоров к фазе политического торга. К чему он приведет: к фундаментальному решению конфликта, или новым «тактическим параметрам», узнаем совсем скоро.