В фондах Нерчинского краеведческого музея хранится интересная брошюра, изданная в типографии нерчинского купца, золотопромышленника и мецената Михаила Дмитриевича Бутина в 1897 году. На титульной стороне обложки надпись «М.П.С. Управление работ по улучшению судоходных условий р.р. Шилки, Амура и Уссури. I отделение. Лоция р. Шилки от Митрофановой до Покровки». Об этом сообщается на странице музея во ВКонтакте.
Брошюра ранее находилась в библиотеке Управления водных путей и железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения и в Центральной гидрологической библиотеке Российского гидрологического института, о чём свидетельствует штампы в нижней части титульной обложки и на первой странице издания. Интересен и тот факт, что издание отмечено двумя штампами о проверке в 1937 и 1957 годах. После проверки 1937 года внесен перечень поправок и исправлений.
На 44-х страницах подробное описание фарватера, по которому суда могли безопасно добраться от Митрофаново, что сейчас в Шилкинском районе до Покровки, которая находится в Могочинском районе Забайкальского края на реке Амур, в четырёх километрах от места слияния Шилки и Аргуни.
Весь путь от Митрофаново до Покровки разделён на две дистанции: первая – от Митрофаново до Усть-Кары, вторая от Усть-Карийской дровяной пристани до станции Покровской.
«От верхней казённой Митрофановской пристани на левом берегу р. Шилки идти, придерживаясь левого берега до столба №1 стоящего ниже пристани против депо. Правая банка ограждена красным бакеном», — так выглядит начало лоции в брошюре, а дальше кропотливое описание с названием перекатов на Шилке, строгой нумерацией столбов и указанием бакенов. И вот «поплыли» по перекатам: Самсоновский, Подчасовный, Гусиный, Балаганский, Кибасовский, Сорви Голова и даже Верблюжье Горло, где «проходить осторожно между левой банкой, ограждённой двумя белыми бакенами и береговой отмелью с правой стороны….».
Путешествуя по страницам лоции, легко представить, как бутинские пароходы «Нерчуган», «Соболь» или «Тарбаган» плывут по Шилке и Амуру, старательно меняя ход, и придерживаясь то правого, то левого берега, обязательно строго следуя лоции, которая сохранилась до наших дней.
К сожалению, автор брошюры и фамилии людей, которые составили подробную лоцию Шилки неизвестны, но имеются данные, что первая навигационная карта р. Шилки была издана в 1905 году под авторством П.П. Чубинского, и А.К. Старицкого, а совмещенный график колебания воды на Сретенском водомерном посту р. Шилки приведён с 1896 по 1904 г., то есть работы велись около десяти лет.