На фоне разгорающегося арабо-израильского конфликта, в котором западные страны могут завязнуть всерьез и надолго, происходит беспрецедентное сближение Китая и России.
И это сильно беспокоит Запад, так как втянувшись в ближневосточный конфликт он не сможет противоборствовать России и Китаю.
Особо ярко это проявилось на форуме «Один пояс – один путь».
Западных экспертов шокировала новость о «сделке века» стоимостью 26 млрд. долларов на экспорт в Китай 70 млн. тонн зерновых, зернобобовых и масленичных культур.
Объем этой сделки показывает, что Западу не удалось выбить Россию с рынка продовольствия. Как ни пытались это сделать с помощью санкций и пресловутой «зерновой сделки», в ходе которой России больше вставляли палки в колеса, мешали экспорту зерна и удобрений. Тем временем Запад всячески продвигал на рынки продукцию украинского агропрома, надеясь таким образом вытеснить с рынков российских производителей.
Но «зерновая сделка» накрылась медным тазом и о ее возобновлении сегодня никто не вспоминает, молчат Вашингтон и Анкара, а Москва и Пекин тем временем заключают сделку о поставках продовольствия сроком на 12 лет. Это означает, что еще как минимум десять лет Россия будет доминировать на мировых рынках продовольствия.
В западных СМИ после заключения этой сделки высказали опасения, что если торговля между Китаем и Россией будет развиваться такими темпами, то западные страны попросту останутся не у дел.
Аналитики Bloomberg со скрупулезной точностью подсчитали объемы товарооборота двух стран и выяснили, что уже к концу этого месяца он может достичь показателя в 190 млрд. долл. (в начале октябре было 176 млрд. долл.), а по итогам всего 2023 года значительно превысит планировавшийся показатель в 200 млрд. долларов.
«Россия и Китай уже в этом году могут выйти на отметку в 220-230 млрд. долларов товарооборота», — констатируют западные СМИ.
К августу общий объём торговли двух стран достиг 155 миллиардов долларов.
За первые восемь месяцев 2023 года двусторонняя торговля выросла на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас на долю Китая приходится около половины всего российского импорта — это гораздо больше, чем до украинского конфликта, когда этот показатель составлял около одной четверти.
Это включает также всплеск экспорта из Китая в Россию: за год его объемы подскочили на 63,2% и достигли 71,8 млрд. долларов.
В то время как российский импорт в Китай вырос на скромные 13,1% — до 83,3 млрд. долл., что означает около 11 млрд. долл. профицита в пользу Китая.
Впрочем, это легко объяснимо: за счет китайского импорта Россия компенсировала часть санкционных товаров.
Эти цифры могут стать еще больше, если Запад и дальше продолжит свои попытки давить на Россию и Китай с помощью санкций.
Буквально накануне стало известно, что в США рассматривают вариант ограничения поставок в КНР микропроцессоров.
Ограничить, конечно, можно, но как показывает опыт – обязательно найдутся обходные пути и в проигрыше в итоге окажется тот, кто эти ограничения придумывал.
За примерами ходить далеко не надо.
Буквально на днях многие западные СМИ и каналы показали сюжет Хэйлунцзянского телевидения о том, как по автомобильному мосту через Амур из Китая в Россию ввозят автомобильные тягачи западных брендов Mercedes и Volvo. Напомним, оба автопроизводителя поддержали санкции и ушли из России.
До сих пор сообщалось о росте объёмов экспорта в Россию тягачей, автобусов и прочей автомобильной техники только китайского производства, но как оказалось сторонам удалось наладить и «параллельный импорт».
В принципе, этот пример ярко иллюстрирует тот факт, что вместе Россия и Китай с легкостью могут обойти любые запреты, придуманные Западом.