Стали известны экономические итоги визита руководства Монголии в Россию.
Председатель Великого государственного Хурала Монголии господин Гомбожавын Занданшатар посетил с официальным визитом Москву. За несколько дней политик провёл встречи не только с российскими официальными лицами, но и с главами крупных корпораций. Эксперты уже сейчас называют экономические итоги поездки не иначе, как впечатляющие.
По мнению монгольской стороны, одним из самых продуктивных с точки зрения итогов, стали переговоры с руководством ОАО «РЖД». Так, в ходе поездки удалось окончательно решить многолетнюю проблему большой задолженности совместного монголо-российского предприятия «Улан-Баторская железная дорога». Стороны подписали соглашение между правительствами и договорились об увеличении количества подвижного состава и уставного капитала компании.
Российские специалисты-железнодорожники разработали комплексную программу по модернизации УБЖД, предполагающую внедрение информационных технологий, обновление диспетчерской службы, путей. Обсуждаются проекты строительства железнодорожных веток к крупным месторождениям полезных ископаемых на территории Монголии для обеспечения доступа монгольского сырья на мировые рынки, в том числе транзитом через территорию России. УБЖД играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии как в пассажирском, так и в грузовом сегментах. На долю железнодорожного транспорта приходится более 60% грузовых перевозок страны. С 2013 по 2023 годы объем перевозок вырос с 21 млн до 45 млн тонн.
Также в ходе визита в Москву Гомбожавын Занданшатар провёл встречи с главой Роснефти Игорем Сечиным – обсуждали, в том числе поставки нефтепродуктов и нефти в Монголию, об увеличении объёмов экспорта топлива, а также модернизацию энергогенерирующих мощностей Улан-Батора. Восточный сосед сегодня нуждается в дополнительной электроэнергии. 20% ее приходится на импорт из Китая через пограничный пункт Ганьцимаод и России благодаря межгосударственной ЛЭП «Гусиноозерская ГРЭС – Селендума – Дархан». Страна заинтересована в повышении суммарных объемов поставок электроэнергии между ЕЭС России и энергосистемой Монголии. Так, в 2022 году по инициативе монгольской стороны, на территории Республики Бурятии была увеличена пропускная способность сетевого межгосударственного транзита на 100 Мегаватт – до 345 Мегаватт. Кроме того, в ремонтах нуждаются ТЭС Монголии, обеспечивающие страну электроэнергией и теплом на время отопительного сезона.
Ещё одно важное решение – создать зону свободной торговли на границе двух стран – для экспорта монгольского мяса, кашемира, кожи и шерсти без тарифных и нетарифных барьеров.
Безусловно, во время встреч на уровне Совета Федерации России и Госдумы, шла речь об актуальных межгосударственных проектах. Самый главный, конечно, – газопровод «Сила Сибири – 2». Он пройдёт из России через территорию Монголии в Китай.
Ранее о поддержке строительства этого трубопровода говорил президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух на встрече с Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в сентябре прошлого года. Тогда он подчеркнул: «Монгольская сторона уверена, что проект будет выполнен успешно». А его реализация ознаменует второй мегапроект между нашими странами, после того как в 1955 году Монголию, Россию и Китай соединила железная дорога. Говорили о «Силе Сибири – 2» и совсем недавно, в ходе визита Председателя КНР в Москву в марте этого года.
«Монголия – близкий сосед и естественный стратегический партнёр России в Азии. Наши связи являются многоплановыми. Но самое главное – это отношения между нашими народами, которые носят исключительно дружеский характер», – заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.