Азиатские, американские и европейские компании вновь проявляют повышенный интерес к российскому рынку.
Первый квартал 2022 года разделил иностранный бизнес на два лагеря: тех, кто ушел из России, и тех, кто остался. И, как показало время, бинго выпало тем, кто сделал ставку на прагматичный расчет и сохранил свои активы в России.
Например, несмотря на санкционное давление, почти 95% итальянских производственных компаний сохранили деятельность в России. Такими цифрами с участниками XVIII Веронского Евразийского экономического форума поделился президент Ассоциации итальянских предпринимателей в РФ Витторио Торрембини. Он отметил, что речь идёт о компаниях с локализованными производственными мощностями. «При этом коммерческие структуры без физического присутствия покидали рынок в разы чаще».
Сегодня многие из «бегунков» вновь всерьез подумывают о возвращении. Как прогнозирует Kokoc Group, до конца 2025 года на российский рынок могут вернуться 350 зарубежных компаний. Правда, сделать камбэк будет уже не так просто — времена, когда Россия принимала всех с распростертыми объятьями, канули в Лету. Теперь будет не просто «возвращение», а «возвращение с условиями».
Еще в декабре 2024 года президент Владимир Путин заявил, что «просто так» вернуться западным компаниям на российский рынок «будет достаточно сложно», так как их заместил внутренний бизнес и бизнес из дружественных стран. В России не станут создавать специальные условия для возвращения «сбежавших» компаний. И сделают это по двум причинам. Первая — бренды никто не «изгонял», они ушли сами. И вторая — практически все из них нарушили перед российскими торговыми центрами обязательства по аренде площадей, что привело к снижению заполняемости торгцентров и потере прибыли арендодателей. Одним словом, получилось крайне некрасиво.
Необходимо добавить, что в течение последних пары лет, российские власти разрабатывали новые условия для возвращения зарубежного бизнеса, учитывающие интересы отечественных производителей и национальную безопасность. Как говорится, «обжегшись на молоке, дуешь на воду».
И вот теперь, учитывая все вышесказанное, иностранцы вновь интересуются российским рынком. По словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, допуск к возвращению на рынок международных компаний будет проходить в индивидуальном порядке.
Условиями для возвращения иностранных брендов, названными Торгово-промышленной палатой РФ, являются недопущение ущерба для российских компаний, инвестировавших в импортозамещение, гарантии долгосрочной работы на рынке, локализация производства и создание рабочих мест. Также среди условий — приоритетное партнерство с российскими поставщиками, использование отечественного сырья. При этом основной фокус будет направлен на сохранение благоприятных условий для развития российских компаний — политику здорового протекционизма еще никто не отменял.
И последнее, по данным исследований, в 2024 году из России ушли только две иностранные компании, но пришли 22 новые, преимущественно из Германии, Италии, Китая, ОАЭ и Южной Кореи. Это свидетельствует о том, что российский рынок сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов.
А в целом, начиная с 2022 года, российскими производителями было замещено более 20 тысяч потребительских брендов.
Можем же, если захотим. А «иностранное», далеко не всегда синоним слову «хорошее».