09:22
23.11.2024
Суббота
В Забайкалье буксует развитие научно-популярного и образовательного туризма

Потребность региона в развитии данного направления составляет свыше 900 миллионов рублей.

Напомним, в 2022 году Указом Президента России Владимира Путина объявлено Десятилетие науки и технологий, главные задачи которого — популяризировать достижения отечественной науки среди широкой аудитории и вовлекать молодежь в научно-исследовательские проекты. В этих целях Министерство просвещения РФ утвердило концепцию развития научно-популярного туризма в России на период до 2035 года. В ней прописаны перспективы этого направления, указана роль высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и регионов в формировании туристских продуктов.

По словам замминистра образования края Бато Лхасаранова, выступившего с докладом на «круглом столе», организованном в Заксобрании края, сейчас в России подготовлено более 30 научно-популярных маршрутов в 11 регионах страны, а это более 150 объектов посещения. Минобразования Забайкалья в свое время направило предложения для включения краевых объектов в федеральный реестр, в том числе геолого-минералогический музей ЗабГУ, минералогический и палеонтологический музей ППГХО, фестиваль науки и другие мероприятия, но пока ни одно из них не поддержано.

Замминистра также добавил, что ведомство по линии Министерства экономического развития Забайкальского края, которое является уполномоченным в сфере туризма, готовило на федеральный уровень предложения с указанием финансовой потребности региона на развитие этого направления — потребность оценивается в сумму более 900 миллионов рублей.

Тем не менее, работа в данном направлении в Забайкалье ведется. Заместитель директора Читинского политехнического колледжа Екатерина Макарова рассказала об успешном опыте работы студенческого туристического центра «ПромТур». Через промышленные экскурсии он занимается популяризацией и повышением престижа рабочих профессий. Центр открылся только в январе этого года, но им уже проведено 11 экскурсий на производственные предприятия Читы. Экскурсии проводят 13 гидов. Проект, по ее словам, очень востребован школьниками.

Директор Нерчинского краеведческого музея Жанна Кокушина рассказала, что научно-популярного туризма у них нет, а вот в образовательном направлении они делают много — проводят специальные уроки для школьников, издают краеведческую литературу, вовлекают подрастающее поколение в образовательные проекты. «Очень хотелось бы при музее иметь образовательный центр. Есть идеи, желания, но не хватает возможностей в кадрах, в штатном расписании», — посетовала директор.

Заместитель директора учреждения образования Татьяна Кутузова в сфере туризма работает с 1982 года. По ее мнению, все ранее существовавшие формы туризма надо восстанавливать. «Самые наши любимые детские оздоровительные смены — это полевые палаточные лагеря, где дети были на полном самостоятельном обеспечении, включая питание, организацию своего быта и досуга. За 12 дней они становятся совершенно другими, такая жизнь учит их работать в команде. Ну и отношение к природе тоже другое», — рассказала педагог. Она обратила внимание, что Забайкалье богато школьными музеями, основная заслуга которых — это наличие такого статуса. Это те объекты, где можно организовать экскурсионную работу.

По словам депутата Заксобрания Екатерины Фисун, когда возглавляемый ею комитет по молодежной политике и развитию гражданского общества начал заниматься вопросами туризма, выяснилось, что работа полевых палаточных лагерей сейчас жестко регламентирована требованиями СанПиНа. «Мы сами выросли в походах. Никогда не было такого, чтобы перед выходом учителя обрабатывали территорию, обрезали кусты, устанавливали искусственное освещение и т.д. В Забайкалье осталось всего восемь учреждений, которые могут организовывать палаточные лагеря. Мы дошли до того, что у нас призывники не могут собрать палатку. Мы с этим вопросом обращались в Совет Федерации, и нас услышали — к организации палаточных лагерей будут прописаны минимальные ограничения».

Она добавила, что нормативно-правовой документации в сфере туризма очень мало, поэтому работать в этом направлении сложно. По итогам обсуждения Минобразования рекомендовали оказывать содействие в реализации проектов и инициатив, направленных на развитие научно-популярного и образовательного туризма, приобщения детей и молодежи к науке, разрабатывать научно-популярные маршруты. ЗабГУ рекомендовано рассмотреть возможность подготовки экспертов-экскурсоводов из числа научных сотрудников и организации путешествий в формате научных экспедиций.

Минобразования, в свою очередь, предложило депутатам инициировать создание при правительстве региона координационного органа, который объединял бы все организации, в том числе научные, поскольку львиная доля работы в концепции развития научно-популярного туризма отведена высшим учебным заведениям.

Теги
Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net