Частные школы процветают, а в госучреждениях наблюдается дикая нехватка учителей.
Монгольская система начального и среднего образования трещит по швам — на этот день в школах страны не хватает свыше четырех тысяч педагогических работников. Согласно официальной статистике на 1 августа этого года учебные заведения страны вечно синего неба нуждались в 4292 учителях. Особенно остро нехватка ощущается в начальных школах по таким предметам, как химия, физика, биология, английский язык и математика. Кроме того, с сильным дефицитом кадров столкнулись и детские сады. Там ждут 508 воспитателей и 443 помощников воспитателей.
Ситуация настолько серьезная, что глава Минобра Монголии Наранбаяр Пурэвсурэн созвал на днях пресс-конференцию, в которой рассказал что ведомство намерено сделать, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
К примеру, власти будут привлекать тех, кто имеет квалификацию «преподаватель», но на данный момент не работает в этой сфере. По словам Пурэвсурэна, за последние 15 лет, не работающих по профессии, в Монголии насчитывается порядка 20 тысяч человек.
Намерены монголы искать учителей и среди тех, кто уже вышел на заслуженный отдых. С ними планируется заключать договоры трудового найма на неполный рабочий день с ведением небольшого количества часов. Кроме того в планах монгольского Минобра более широко задействовать в образовательном процессе онлайн формат. Предполагается, что дистанционно предметы будут преподавать вчерашние выпускники педагогических вузов, а также студенты-старшекурсники.
Ну и еще одно ноухау — программа по переквалификации учителей, чья учебная нагрузка не соответствуют норме. Таких педагогов обучат ведению аналогичных предметов.
Стоит отметить, что монголы достаточно серьезно взялись за школьное и высшее образование — по оценкам экспертов на эту статью расходов страна тратит 20 процентов госбюджета.
Как уже было сказано выше, государственная система образования Монголии испытывает острый дефицит кадров. Бывший не так давно с официальным визитом в Забайкалье губернатор Восточного аймака Бадамсурен приглашал на работу к себе на родину учителей русского языка. По его словам «освоение иностранных языков легче дается детям младшего возраста. А знание языков, в том числе русского, дает хороший старт для молодого поколения». Бадамсурэн обещал обеспечить педагогов жильем и достойной заработной платой. Однако как показало время, никто из Забайкалья пока в Монголию учительствовать не поехал. Причина банальна: в школах Забайкальского края не хватает 484 учителей. Самая большая потребность в преподавателях физики, информатики, русского и английского языков. Так что ехать просто некому. В то же время только в этом году для монгольских абитуриентов было выделено 620 бюджетных мест для обучения в отечественных вузах. И монгольские вчерашние школьники с удовольствием едут в Россию. В Монголии любят и изучают русский язык, знание которого открывает большие возможности для получения деловых, научных и культурных связей с Россией и странами СНГ.
Между тем, говоря о дефиците рабочих кадров в Монголии, нельзя сбрасывать со счетов и такую проблему, как отток квалифицированных специалистов в другие страны. К примеру, сегодня монгольская молодежь после окончания вуза стремится найти работу в Южной Корее. Судите сами, если в Монголии молодой педагог получает в пределах сорока тысяч рублей в пересчете на российские деньги, и это при полной загруженности, то в РК зарплата может достигать 400 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу.
Но и это еще не все. Согласно опросам учеников старших классов, лишь малая часть из них хотят после окончания школы получить профессию преподавателя. По их мнению, она не престижна и не приносит желаемого дохода.
Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему еще в прошлом году правительство Монголии анонсировало новую программу, согласно которой с 2023-го до 2030-й годы власти намерены компенсировать стоимость обучения студентов, которые захотят поступить на педагогические направления. По такой же схеме государство теперь взаимодействует и с магистрантами педвузов.
Однако есть в этом и обратная сторона медали: в педагоги теперь будут с охотой идти не самые одаренные, а те, чьи родители не могут оплатить учебу в вузе для своего чада.
В то же время в Монголии прекрасно себя чувствуют частные учебные заведения, прививающие монгольской молодежи западные ценности и действующие на средства западных фондов и различные западные гранты. В стране насчитывается около 900 общеобразовательных школ, из них 150 —частные. Там обучается менее десяти процентов всех школьников. Важная деталь: в платных школах в классе максимум 20 учеников, в государственных — до 50 человек, что, безусловно, сказывается на качестве образования.
Таким образом, ребенок из коммерческой школы имеет больше шансов поступить в престижный, зачастую, иностранный вуз, а затем построить успешную карьеру. И, как показывает практика, это ведет к отсутствию социальных лифтов для одних, и усиливает процесс преемственности в политике, бизнесе, и других сферах общества для других.
Проще говоря, дети богатых родителей со школьной скамьи впитывают западные «ценности», затем получают демократическую «прививку» в одном из зарубежных вузов и возвращаются на родину — с четкой прозападной жизненной установкой, где нет места многополярному миру и решению вопросов за столом переговоров. Где демократия подается не иначе, как на крыльях бомбардировщиков.