12:13
22.11.2024
Пятница
В Монголии увеличивается пропасть между коммерческим и государственным образованием

Частные школы процветают, а в госучреждениях наблюдается дикая нехватка учителей.

Привлекут молодежь и пенсионеров

Монгольская система начального и среднего образования трещит по швам — на этот день в школах страны не хватает свыше четырех тысяч педагогических работников. Согласно официальной статистике на 1 августа этого года учебные заведения страны вечно синего неба нуждались в 4292 учителях. Особенно остро нехватка ощущается в начальных школах по таким предметам, как химия, физика, биология, английский язык и математика. Кроме того, с сильным дефицитом кадров столкнулись и детские сады. Там ждут 508 воспитателей и 443 помощников воспитателей.

Ситуация настолько серьезная, что глава Минобра Монголии Наранбаяр Пурэвсурэн созвал на днях пресс-конференцию, в которой рассказал что ведомство намерено сделать, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

К примеру, власти будут привлекать тех, кто имеет квалификацию «преподаватель», но на данный момент не работает в этой сфере. По словам Пурэвсурэна, за последние 15 лет, не работающих по профессии, в Монголии насчитывается порядка 20 тысяч человек.

Намерены монголы искать учителей и среди тех, кто уже вышел на заслуженный отдых. С ними планируется заключать договоры трудового найма на неполный рабочий день с ведением небольшого количества часов. Кроме того в планах монгольского Минобра более широко задействовать в образовательном процессе онлайн формат. Предполагается, что дистанционно предметы будут преподавать вчерашние выпускники педагогических вузов, а также студенты-старшекурсники.

Ну и еще одно ноухау — программа по переквалификации учителей, чья учебная нагрузка не соответствуют норме. Таких педагогов обучат ведению аналогичных предметов.

Стоит отметить, что монголы достаточно серьезно взялись за школьное и высшее образование — по оценкам экспертов на эту статью расходов страна тратит 20 процентов госбюджета.

Старт для молодежи

Как уже было сказано выше, государственная система образования Монголии испытывает острый дефицит кадров. Бывший не так давно с официальным визитом в Забайкалье губернатор Восточного аймака Бадамсурен приглашал на работу к себе на родину учителей русского языка. По его словам «освоение иностранных языков легче дается детям младшего возраста. А знание языков, в том числе русского, дает хороший старт для молодого поколения». Бадамсурэн обещал обеспечить педагогов жильем и достойной заработной платой. Однако как показало время, никто из Забайкалья пока в Монголию учительствовать не поехал. Причина банальна: в школах Забайкальского края не хватает 484 учителей. Самая большая потребность в преподавателях физики, информатики, русского и английского языков. Так что ехать просто некому. В то же время только в этом году для монгольских абитуриентов было выделено 620 бюджетных мест для обучения в отечественных вузах. И монгольские вчерашние школьники с удовольствием едут в Россию. В Монголии любят и изучают русский язык, знание которого открывает большие возможности для получения деловых, научных и культурных связей с Россией и странами СНГ.

Обратная сторона медали

Между тем, говоря о дефиците рабочих кадров в Монголии, нельзя сбрасывать со счетов и такую проблему, как отток квалифицированных специалистов в другие страны. К примеру, сегодня монгольская молодежь после окончания вуза стремится найти работу в Южной Корее. Судите сами, если в Монголии молодой педагог получает в пределах сорока тысяч рублей в пересчете на российские деньги, и это при полной загруженности, то в РК зарплата может достигать 400 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу.

Но и это еще не все. Согласно опросам учеников старших классов, лишь малая часть из них хотят после окончания школы получить профессию преподавателя. По их мнению, она не престижна и не приносит желаемого дохода.

Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему еще в прошлом году правительство Монголии анонсировало новую программу, согласно которой с 2023-го до 2030-й годы власти намерены компенсировать стоимость обучения студентов, которые захотят поступить на педагогические направления. По такой же схеме государство теперь взаимодействует и с магистрантами педвузов.

Однако есть в этом и обратная сторона медали: в педагоги теперь будут с охотой идти не самые одаренные, а те, чьи родители не могут оплатить учебу в вузе для своего чада.

В то же время в Монголии прекрасно себя чувствуют частные учебные заведения, прививающие монгольской молодежи западные ценности и действующие на средства западных фондов и различные западные гранты. В стране насчитывается около 900 общеобразовательных школ, из них 150 —частные. Там обучается менее десяти процентов всех школьников. Важная деталь: в платных школах в классе максимум 20 учеников, в государственных — до 50 человек, что, безусловно, сказывается на качестве образования.

Таким образом, ребенок из коммерческой школы имеет больше шансов поступить в престижный, зачастую, иностранный вуз, а затем построить успешную карьеру. И, как показывает практика, это ведет к отсутствию социальных лифтов для одних, и усиливает процесс преемственности в политике, бизнесе, и других сферах общества для других.

Проще говоря, дети богатых родителей со школьной скамьи впитывают западные «ценности», затем получают демократическую «прививку» в одном из зарубежных вузов и возвращаются на родину — с четкой прозападной жизненной установкой, где нет места многополярному миру и решению вопросов за столом переговоров. Где демократия подается не иначе, как на крыльях бомбардировщиков.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net