16:36
15.09.2025
Понедельник
Сколько стоит ГОК построить – он появится в Балейском районе Забайкалья
15.09.25 14:27
20
Фото: freepik

«Восточное время» узнало, куда будут потрачены 160 миллиардов рублей инвестиций, которые Забайкалье привезло с Восточного экономического форума.

В этом году в рамках деловой программы ВЭФ состоялось свыше 165 крупных мероприятий. На них обсуждались, в том числе и вопросы, напрямую касающиеся развития Забайкальского края.

В частности, было подписано соглашение с «Мангазея Майнинг» о строительстве горно-обогатительного комбината на базе золоторудного месторождения «Тасеевское». Инвестиции в проект составят 71 млрд. рублей.

«Месторождение «Тасеевское» расположено в непосредственной близости от города Балея, где в 1940–1950-х годах работало крупное предприятие «Балейзолото». В этом году уже начали проектные работы. Общий объём инвестиций в строительство ГОКа — 71 млрд. рублей. Начнём реализацию в конце 2025-го, — отметил на ВЭФ губернатор Забайкалья Осипов.

По его словам, горно-обогатительный комбинат будет перерабатывать 2,5 млн. тонн руды в год. Будет создано 1 500 новых рабочих мест.

Также на форуме было заключено соглашение с группой компаний «НСЗК» о строительстве крупного контейнерного терминала.

Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) и контейнерный терминал (КТЗ) разместятся на территории Забайкальского зернового терминала — флагмана ГК «НСЗК» — системного оператора стратегической программы «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай».

Годовая мощность ТЛЦ и КТЗ составит до 400 тыс. TEU* в год, а емкость хранения — до 6 тыс. TEU*. НСЗК инвестирует в проект до 11 млрд. рублей, создав при этом до 200 новых рабочих мест.

«Создание транспортно-логистического центра с контейнерным терминалом — логичный шаг для использования уже имеющейся на Забайкальском зерновом терминале инфраструктуры: десяти железнодорожных путей, необходимых коммуникаций. Таким образом, мы сможем обеспечить эффективный товарооборот и минимизировать порожний ход контейнеров. Уже проведены переговоры с крупнейшими российскими маркетплейсами, для которых этот ТЛЦ может стать точкой опоры для транспортировки товаров из КНР напрямую в регионы Дальнего Востока», — отметил генеральный директор ГК «НСЗК» Александр Мертен.

Еще одна крупная инвестиция, ставшая предметом переговоров на ВЭФ — резидент ТОР «Забайкалье» компания «ТрансСтройДевелопмент» планирует построить крупный складской комплекс в Чите. Вложения в проект составят 4 млрд. рублей.

Площадь складского комплекса составит 20 тысяч квадратных метров. Появится 200 новых рабочих мест. Проект планируется реализовать к 2029 году. Земельный участок уже предварительно подобран.

Как рассказал по этому поводу и.о. вице-премьера правительства края Буянто Батомункуев, «это подтверждает наши стремления к дальнейшему развитию дальневосточной зоны и поддержке инвестиционной активности. В связи с тем, что мы больше всего сухопутных грузов перевозим через Забайкальский край, через наши пункты пропуска, мы можем являться связующим звеном регионов Дальневосточного федерального округа с Западом и с Китайской Народной Республикой. Такие складские комплексы очень важны для развития транспортно-логистического кластера в регионе».

Заметим, именно логистике на форуме было посвящено много крупных мероприятий, так как скорость доставки грузов, их безопасность и осуществление контроля на всем пути следования — становятся сегодня главным приоритетом в развитии международных торгово-экономических связей.

Действуя в данном «форватере», губернатор Забайкальского края подписал два соглашения, направленные на развитие транспортной и логистической инфраструктуры региона. Общий объем инвестиций составит более 60 млрд. рублей.

Первое соглашение было подписано между правительством региона и группой компаний «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» и «Забсиб-Логистика». Оно предусматривает создание и эксплуатацию транспортно-логистического центра, включающего контейнерные и навалочные терминалы, железнодорожную инфраструктуру для приёма поездов как по широкой (1520 мм), так и по узкой (1435 мм) колее, а также промышленную зону с инженерной и транспортной инфраструктурой для новых производств.

Общий объём инвестиций в проект — 30 миллиардов рублей.

Второе соглашение заключено с «Корпорацией Мосстройтранс» под руководством президента Мераби Чочуа. Оно направлено на реализацию масштабного проекта по созданию и эксплуатации комплекса транспортной инфраструктуры, включающего железнодорожный мост через реку Аргунь, мост через реку Урулонгуй, железнодорожные линии, контрольно-пропускные пункты и досмотровые площадки для грузов на территории Забайкальского края. Инвестиции в этот проект оцениваются в 35 миллиардов рублей.

Обсуждалось на Восточном экономическом форуме и дальнейшее развитие самого северного экономического проекта Забайкалья, связанного с производством меди. Суммарные инвестиции в развитие Удоканского месторождения превысят 800 млрд. рублей. С момент запуска предприятия было произведено более 160 тысяч тонн меди. Сейчас продолжается проектирование строительства второй очереди комбината. При этом производственные мощности Удокана смогут производить свыше 500 тысяч тонн меди в год. Это позволит компании войти в число крупнейших мировых производителей меди.

Электроснабжение второй очереди — это строительство в тяжелых климатических условиях свыше 300 км воздушных линий и подстанций мощностью свыше 200 МВт. За последние полтора года стоимость строительства объектов внешней энергетической инфраструктуры для второй очереди Удокана возросла в два раза и сейчас составляет более 50 млрд. рублей, — прозвучало на полях ВЭФ.

Ну а вишенкой на инвестиционном «торте» Восточного экономического форума стала экспертная сессия «Международные ТОР и транспортные коридоры на Дальнем Востоке: Что дальше?».

Выступая на ней в качестве одного из спикеров, глава региона напомнил, что уже 70% сухопутного грузового оборота России и Китая проходит через Забайкальский край, «и эту работу необходимо продолжать, создавая на всех транспортных артериях слои экономики: технологические, промышленные, туристические, торговые и другие».

По словам Осипова, автомобильный грузооборот за последние 4 года вырос в 5 раз. Железнодорожный, который тяжелее развивать, вырос в 2 раза — с 14 млн. тонн до 26 млн. тонн в прошлом году. «Соответственно, появляется вид торговли, который дает большие надежды. У нас оборот по транспорту в прошлом году составил 240 тысяч единиц. На самоходной технике — 70 тысяч. По технологии международной территории опережающего развития мы планируем именно в Забайкальске сделать наиболее сильную зону, в которой уже сейчас возможны все виды деятельности. Разные механизмы МТОР уже выработаны, их необходимо скомпоновать и дать соответствующий сервис для неограниченного круга людей, которые занимаются торговлей, взаимным обменом товарами, технологиями с российской и китайской стороны».

Также глава Забайкалья остановился на том, что нужно сделать, чтобы улучшить реализацию механизмов МТОР. Для этого необходимо упростить выдачу земли в приграничных территориях и взаимодействие с грузами на границах, а также настроить применение новых финансовых технологий.

И последнее. На Восточном экономическом форуме на федеральном уровне были озвучены и решены крайне важные для Забайкалья социальные вопросы. Это дальневосточная ипотека для всех многодетных семей, газификация, энергодефицит, социальные выплаты.

*Двадцатифу́товый эквивале́нт (TEU или teu от англ. twenty-foot equivalent unit) — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2025, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net