С начала года в регионе произошло два летальных ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Первый произошел на улице Шилова в Чите — мужчина передвигался на самокате по пешеходному переходу, не спешившись, нарушая тем самым правила дорожного движения. В результате произошло столкновение с автомобилем. Второе смертельное ДТП зарегистрировано в Забайкальском округе. Там мотовелосипед ехал по главной дороге, а водитель автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, не заметил его и допустил столкновение.
По словам начальника отдела Госавтоинспекции УМВД России по Забайкальскому краю Дмитрия Персикова, ставшего участником «круглого стола», посвященного дорожной безопасности, за семь месяцев 2025 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности в крае выросло с 6 до 12 случаев.
«Число раненых в таких ДТП увеличилось на 10%. Кроме того, возросла и тяжесть их последствий — погибли два человека. В предыдущие годы у нас не было погибших в подобных авариях. В обоих случаях это были взрослые люди», — отметил представитель Госавтоинспекции. Ранения в ДТП с участием СИМ получили семь несовершеннолетних.
«Считаю, необходимо безопасно встраивать средства индивидуальной мобильности в инфраструктуру населенных пунктов. Важно предусматривать маршруты их движения, оценивая возможности дорог и тротуаров. Где-то следует запретить передвижение электросамокатов, если оно создает помехи для пешеходов и транспорта. Это большая работа, которую необходимо выполнять», — говорит Дмитрий Персиков.
Непросто в регионе обстоит ситуация и с использованием мототранспорта. И хотя с начала года количество ДТП с участием мототранспорта в Забайкалье снизилось на 3,9%, а на 34,5% снизилось количество погибших в таких происшествиях — число раненых выросло на 5,5%.
Более 80% ДТП с участием в мототранспорта произошло по вине водителей. Число ДТП с участием мопедов возросло на 7,1%. Количество аварий с участием детей до 16 лет, которые управляли мототранспортными средствами, увеличилось на 12%. Выросло и число раненых несовершеннолетних на 26,1%, а число погибших сократилось.
Чтобы снизить количество ДТП, Госавтоинспекция края проводит профилактическую работу по предотвращению аварий с участием мототранспорта. В этом году состоялось уже около 35 профилактических мероприятий. Сотрудники полиции проверили более 2 тысяч единиц мототранспортных средств. Выявили 1460 административных правонарушений, в том числе 100 правонарушений в части управления транспортными средствами водителями с признаками алкогольного опьянения, 444 правонарушения в части управления мототранспортом без мотошлемов. На специализированную стоянку поместили 336 единиц транспортных средств. Всего с начала года более 5 тысяч водителей мототранспорта привлечены к административной ответственности.
Прозвучала в ходе «круглого стола» и проблема, характерная для Забайкалья и влияющая на количество ДТП с участием молодежи. Дело в том, что молодые люди не спешат идти учиться вождению мототранспорта.
И не смотря на то, что сегодня в регионе действуют 10 автошкол, в которых готовы обучать ребят, но группы желающих не набираются. По словам Дмитрия Персикова, в Чите на базе технопарка действует транспортная школа, в которой старшеклассники города обучаются автоделу.
«Мы предлагали открыть на ее базе курс по вождению мототранспорта. Сложность в том, что у этой школы нет соответствующей материальной базы — мопедов и мотоциклов. Правительству края мы предлагали рассмотреть возможности приобретения этой техники», — поясняет Дмитрий Персиков.
Одной из ограничительных мер, влияющих на количество ДТП, может стать запрет продажи ГСМ несовершеннолетним, не имеющим водительских прав. Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае разработал соответствующую законодательную инициативу. Подобные предложения рассматривались в ряде регионов России, но действует такой запрет только в Кировской области.
В Татарстане применяется похожая мера — там местные власти договорились с крупными заправками, чтобы те не продавали ГСМ несовершеннолетним.
Кроме того, региональный аппарат детского омбудсмена направил Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ предложение установить обязательную продажу мототехники с защитной экипировкой.