Ровно месяц назад, в конце августа, заработал железнодорожный маршрут «Север – Юг» от российского Санкт-Петербурга до побережья Индийского океана.
Тогда, напомним, по этому маршруту прошел первый железнодорожный состав с грузом контейнеров.
27 августа 2023 года в Иран через переход Инче – Бурун на ирано-туркменской границе вошел первый контейнерный поезд с грузом из России для Саудовской Аравии. Затем поезд с 36 контейнерами проследовал транзитом до южного иранского порта Бендер-Аббас и далее морем до саудовской Джидды.
Таким образом, коридор «Север – Юг» с одной стороны и китайский проект «Один пояс, один путь», с другой, фактически стали единым целым, что, безусловно, послужит более тесным экономическим и торговым связям между странами России с другими странами Центральной и Передней Азии.
Иными словами, уже сегодня можно сказать, что транспортный коридор «Север-Юг» заработал, причем по двум маршрутам – морскому и железнодорожному. Изначально провальная идея изоляции России потерпела крах окончательно.
Что же касается самого коридора «Север – Юг», то страны в нем участвующие получили мощный стимул для развития своей транспортной инфраструктуры. Это уже в самое ближайшее время позволит осуществлять доставку грузов по коридору еще быстрее.
Но на этом развитие транспортной инфраструктуры не останавливается, Россия идет дальше и совместно с Китаем и Монголией приступила к осуществлению еще одного амбициозного транспортного проекта: в конце сентября Китай, Монголия и Россия осуществили пробную доставку грузов автомобильным транспортом по маршруту Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район, СУАР) – Ховд (Монголия) – Новосибирск.
Протяженность маршрута составляет 2 253 км, из них 577 км приходится на Китай, 758 км на Монголию и 918 км на Россию.
22 сентября автоколонна покинула центр мультимодальных перевозок в зоне международного сухопутного порта Урумчи, а 27 сентября ее уже встречали в Новосибирске.
Новый маршрут стал второй международной автомобильной артерией, соединяющей Китай, Монголию и Россию, после азиатского шоссе АН3.
Его открытие сыграет ключевую роль в формировании экономического коридора Китай — Монголия – Россия.
И тут важно помнить, Синьцзян расположен в самом сердце Евразийского континента и служит транспортным узлом в центральном районе Экономического пояса Шелкового пути.
Китай в последние годы уделяет большое внимание развитию этого региона, поэтому реализация проекта по развитию данного маршрута из России произошла так быстро.
Но Урумчи в данном проекте является лишь промежуточным пунктом по дальнейшему пути на Юг — в Индию, Пакистан (порт Карачи) и Иран.
Даже беглого взгляда на карту достаточно для понимания важности этого маршрута. Причем он важен для всех участников проекта. Россия получает возможность выхода сибирских регионов на рынки глобального юга.
Для Китая это еще один шаг в реализации проекта «Один пояс, один путь» и важная веха в развитии Синьцзян-Уйгурского автономного районарайона.
Монголия получает инвестиции для развития транспортной инфраструктуры в западных регионах страны.
Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока получают еще один прямой путь доставки своих грузов в Россию, Китай, Монголию.
Опять же важно, что данный маршрут не пересекает уже существующие и крайне перегруженные транспортные артерии и, таким образом, застрахован от любых неожиданностей, в том числе и от санкций.