Монголы вкладываются в глубокую переработку угля.
В конце июня в пустыне Гоби на территории Южно-Гобийского аймака на участке Таван-Толгойского каменноугольного месторождения начал работать крупнейший в Азии и пятый в мире по объемам производства углеобогатительный завод. К реализации этой идеи власти Страны вечно синего неба шли более десяти лет.
На сегодняшний день Монголия остается одной из немногих стран в мире, где до сих пор в силу разных причин, прежде всего, экономических, многие крупные месторождения полезных ископаемых не разрабатываются. Например, Таван-Толгой — одно из последних в мире неосвоенных крупных месторождений угля с запасами 6,5 млрд. тонн, 40% из которых — коксующиеся марки. Для сравнения: запасы крупнейшего в России Эльгинского месторождения — 2 млрд. тонн. Именно поэтому страна кочевников очень притягательна для крупных, в том числе трансконтинентальных корпораций, занимающихся горнорудной промышленностью.
И, стоит отметить, что монгольская сторона этому только рада: на территории Монголии работают компании целого ряда стран, добывая здесь уголь, нефть, золото, железную руду и много еще чего. Вот и освоение запасов Таван-Толгойского каменноугольного месторождения монголы ведут не в одиночку, а с помощью китайских инвестиций. Причем китайцы серьезно вложились не только в производство, но и в построение технологической цепочки.
Дело в том, что еще до недавнего времени основной проблемой Таван-Толгойского месторождения была не добыча угля, а его транспортировка до потребителя. В целом, разработка месторождения ведётся с 1967 года, однако, например, добыча угля в 2006 году составила всего 787,1 тыс. тонн. Для полномасштабного освоения месторождения требовалось строительство железнодорожной ветки и электростанции.
В разные годы правительство Монголии разрабатывало проект строительства отдельной ветки из Таван-Толгоя в Китай. Звучали и предложения включить ее в общенациональную систему железных дорог. Однако дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2020 году, когда власти Монголии при инвестиционной поддержке КНР начали строительство железнодорожной ветки Таван-Толгой — Гашуунсухайт. Через два года стальная магистраль соединила месторождение с контрольно-пропускным пунктом Гашуун Сухайт на границе с Китаем.
На церемонии открытия железной дороги президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух отметил, что «Таван-Толгой — Гашуунсухайт, это главные экспортные ворота нашей страны. Еще в 1955 году с помощью инженеров и техников бывшего Советского Союза Монголия построила и ввела в эксплуатацию железную дорогу протяженностью 1111 км, соединившую ее северные и южные границы. Спустя почти 70 лет изобретательностью и упорным трудом более 5000 монгольских инженеров и монгольской молодежи построено и введено в эксплуатацию 240 км железных дорог, соответствующих мировым стандартам».
Близость месторождения угля к месту его переработки, контроль качества и себестоимости – такие условия успеха проектов в углехимии. Если все это соблюдено, стоимость некоторых конечных продуктов, которые получают из угля, выше затрат на сырье в десятки, сотни и даже тысячи раз.
Именно об этом говорили 20 июня в Монголии представители АО «Эрдэнэс Тавантолгой» во время торжественного ввода в эксплуатацию первого блока завода по обогащению коксующегося угля.
«Здесь мы используем технологию флотации мокрым способом, которая предполагает промывание угля водой. Этот метод позволяет повторно использовать 96% воды, что делает процесс более экологичным. За первый год эксплуатации планируется провести корректировки и наладку оборудования, чтобы обеспечить бесперебойную работу завода», — рассказал исполнительный директор АО «Эрдэнэс Тавантолгой» Наранцогта Санжаа.
Специалист подчеркнул, что «угольная обогатительная фабрика мощностью десять миллионов тонн в год, стала отправной точкой большого плана возрождения промышленности Монголии. Этот концентрат будет не только напрямую экспортироваться, но и будет основным сырьем для монгольских горнорудных предприятий.
Специалисты оценивают вложения в строительство в объеме не менее 314 миллионов долларов. На эти средства построены заводские помещения и смонтировано производственное оборудование, организованы два склада для приема 80 тысяч тонн рядового угля, три склада для концентрированного угля, здание управления заводом и шахтерский городок для 216 рабочих.
Как отметил Наранцогт Санжаа, еще предстоит построить 67 объектов. Для транспортировки угля планируется создать конвейерную ленту длиной более 12 километров. Также будут построены коммуникации для транспортировки обогащенного угля на железную дорогу.
В планах руководства компании стоит задача в ходе первичных стадий производства поставлять 1,7 млн. тонн на коксохимические предприятия. Также будет поставляться 2,7 млн. тонн сырья на коксоэлектростанции. Кроме того, фабрика будет обеспечивать партнеров коксовой смолой, аммиаком, электроэнергией и синтетическим газом.
Отходы производства, а это около двух миллионов тонн промпродукта, смешают с энергетическим углем для получения сырья, необходимого в работе электростанции мощностью 450 мегаватт. Кроме того, 1,4 миллиона тонн отходной золы используют для производства эко-плиты и гипсоблоков, используемых в строительстве.
Как поясняют аналитики, строительство углеобогатительного завода стало значительным шагом вперед для промышленного развития Монголии.
В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов можно получать свыше 180 видов химических продуктов. А их, в свою очередь, можно использовать для получения тысяч продуктов смежных отраслей. Согласитесь, колоссальные цифры!
К примеру, из каменноугольной смолы получают бензол, толуол, нафталин, а уже из них — множество органических веществ. Продукты коксования каменного угля востребованы в металлургии, из них производят высококачественные стали.
Из угля, после его переработки, производят гуминовые препараты, а они широко используются в сельском хозяйстве при рекультивации земель, в производстве асфальта, битума, аккумуляторов, керамических изделий, краски, резины, косметических и лекарственных препаратов. Углеродные сорбенты, которые применяют в пищевой, химической, топливно-энергетической, горно-металлургической, нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслях, охране окружающей среды, машиностроении, тоже можно получить из угля всех марок.
Кстати сказать, при строительстве углеобогатительного завода монголы живо интересовались опытом других стран, производящих углеродные материалы. К примеру, Бельгии, которая до недавнего времени закупала уголь в России и производила из него широкую гамму самых разнообразных продуктов, стоимость которых в десятки раз выше угля.
И у властей Монголии есть понимание, что в двадцать первом веке копать и продавать уже просто невыгодно. А глубокая переработка угля — бизнес очень рентабельный и конкурентоспособный.