Страна вечно синего неба активно привлекает на свою территорию инвесторов.
Восьмого июля в Государственном дворце Монголии начнет работу ставший уже традиционным экономический форум. В этом году его официальный лозунг: «Вперед, Монголия».
Надо отметить, что проводя подобные мероприятия, монголы не просто отдают дань моде, они кровно заинтересованы в развитии своей страны, а сделать это без помощи извне у них вряд ли получится. Именно поэтому основной акцент на экономическом форуме Улан-Батор делает на ресурсах страны, которые ждут освоения. Чем же богата степная страна, и в какие отрасли экономики она может привлечь потенциальных инвесторов?
И так, доказанные запасы угля составляют 33,4 трлн. тонн, меди 69,9 млн. тонн, железной руды — 1,84 трлн. тонн. Кроме того, Монголия обладает запасами золота в количестве 448 тонн, урана 192 тыс. тонн и нефти в объеме 332 млн. тонн.
Богаты степняки и редкоземельными металлами, которые сегодня крайне востребованы при создании электромобилей, в космических технологиях, а также в IT-сфере. И именно о добыче редкоземельных металлов говорил в конце мая на международной конференции «Будущее Азии», прошедшей в Токио председатель монгольского парламента Гомбожавын Занданшатар.
В интервью корреспонденту японского издания Nikkei Asia он заявил, что в «Монголии ещё много неизведанных территорий. В будущем монгольские специалисты надеются найти месторождения никеля и других полезных ископаемых, необходимых для производства электромобилей и иных высокотехнологичных продуктов».
На этот день монголы активно сотрудничают в сфере добычи полезных ископаемых с французами, представителями Южной Кореи и США. Кроме того, заключен совместный проект с австралийско-британской компанией Rio Tinto с целью освоения месторождения Оюу-Толгой в пустыне Гоби.
В интервью японскому СМИ спикер парламента отметил, что «правительство Монголии хочет привлечь как можно больше стратегических инвесторов к сотрудничеству и создать стабильную деловую среду для инвесторов».
Однако железную руду, уголь или нефть необходимо не только добыть, но еще и доставить потребителю. Именно поэтому власти Монголии сегодня большой упор в своей работе делают на построение логистических цепочек. И здесь им на помощь приходит в основном Китай, который спонсирует строительство железных дорог и сухопутных портов. Так, весной этого года на юго-востоке Монголии состоялась официальная церемония открытия грузопассажирского сухого порта Замын-Ууд, модернизированного при поддержке КНР.
Благодаря гранту в размере 233,5 млн юаней от правительства КНР и инвестициям в размере 30,35 млрд монгольских тугриков из государственного бюджета Монголии в грузопассажирском сухом порту Замын-Ууд был реализован проект инфраструктурного строительства. В его рамках было построено 30 комплексов зданий общей площадью 9,5 тыс. кв. м, сеть инженерной инфраструктуры протяженностью 2,2 км, 11 км линий электропередачи, системы освещения, связи и видеонаблюдения. Помимо этого, была внедрена система Smart Gateway для интеграции пограничного контроля с таможенным.
Для Монголии развитие этого погранперехода имеет важное значение. Через порт Замын-Ууд проходит 22 процента экспортных и 49 процентов импортных перевозок. В ближайшее время грузопассажирский транспортный комплекс будет работать в круглосуточном режиме. Кстати сказать, этот транспортный коридор важен и для Китая, он сопряжен с глобальной экономической концепцией Пекина «Пояс и путь». Как выразилась на открытии сухопутного порта посол КНР в Монголии Шэнь Миньцзюань, «находясь в новой исторической отправной точке, мы готовы работать с Монголией над построением сообщества единой судьбы и вносить вклад «китайско-монгольской силы» в строительство нового азиатского дома».
Но не только на горнорудке и вывозе полезных ископаемых за пределы страны, намерены строить свое будущее монголы. Большое внимание они уделяют развитию туризма и сельского хозяйства. И если туризм призван пополнить казну страны, то в случае с развитием АПК, речь в первую очередь идет о продовольственной безопасности Монголии. Специалисты ООН в своем недавнем исследовании указывают, что 20% населения Страны вечно синего неба испытывают дефицит продовольственных товаров. В связи с этим президент страны Хурэлсух на недавнем совещании в правительстве призвал к повышению экономической безопасности и улучшению снабжения населения продовольствием.
Сегодня десять процентов ВВП страны составляет сельскохозяйственный сектор. Однако на его эффективности сильно сказываются сложности, вызванные суровым климатом. Летние засухи, холодные зимы, огромные температурные амплитуды и бескормица, в первую очередь, бьют по кочевому животноводству, которое является основой монгольского сельского хозяйства. На данный момент около 75% сельскохозяйственных территорий отведено под пастбища.
Здесь важно заметить, что когда-то большая часть выращенного в монгольских степях скота отправлялась на мясокомбинаты Советского Союза. К сожалению, те времена в прошлом, а Россия и Монголия пока никак не могут решить вопросы соответствия ветеринарных требований к продукции животноводства. Хотя такие попытки периодически происходят. В частности, в прошлом году глава Тывы специально приезжал в Улан-Батор на МЭФ-2023 договариваться о сотрудничестве в области животноводства.
…Подводя итог всему сказанному выше, отметим, сегодня Монголия всеми силами старается привлечь на свою территорию «людей с деньгами». И здесь, важно не упустить момент, тем более, что у России есть что предложить степнякам: это и технологии, и финансовые ресурсы и грамотные специалисты, способные помочь раскрыть колоссальный монгольский потенциал.
Ну а таким приграничным с Монголией регионам, как Забайкалье, Республика Бурятия и Иркутская область строить взаимовыгодные отношения со своим южным соседом — сам Бог велел.