Заведующий кафедрой Международных отношений Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Улугбек Хасанов на Восточном экономическом форуме в России рассказал о новой политико-экономической модели мира.
С его слов, сегодня мы наблюдаем как фокус смещается с конкретных стран в сторону регионов. Экономика поворачивается на Восток и в этом процессе особая роль отводится взаимодействию Центрально-Азиатского (ЦАР) и Азиатско-Тихоокеанского (АТР) регионов. И здесь основными партнёрами ЦАР являются Россия и Китай.
Если до недавнего времени объем товарооборота региона с РФ был меньше $30 млрд, то только по итогам 2022 года он увеличился на 15% и составил более $42 млрд.
Со слов Улугбека Хасанова, этому способствует, в том числе, удобная и развитая логистика, позволяющая быстро доставить грузы с Дальнего Востока в Центральную Азию железнодорожными путями.
И это действительно так!
Благодаря ликвидации «узких мест» в Забайкалье и на Дальнем Востоке, РЖД удалось увеличить среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1 тысячи километров в сутки и более. Время следования груза на направлении «Восток — Запад» в 2022 году составило 7,6 суток. Это значит, что грузовому поезду понадобится чуть больше недели, чтобы пересечь всю страну.
Этим обстоятельством и объясняется высочайший спрос на железнодорожные перевозки со странами Азиатско-Тихоокеанского и Центрально-Азиатского регионов.
В 2023 году по Восточному полигону железной дороги планируется перевезти больше 160 миллионов тонн, а провозные возможности нарастить до 173 миллионов тонн.
Кроме того, в настоящее время запланирована реконструкция и модернизация ещё нескольких пунктов пропуска и участков железнодорожных путей на направлениях «Китай — Монголия — Россия». Это ещё больше усилит взаимодействие стран региона и позволит ещё больше увеличить товарооборот между странами-партнерами.