Визит премьер-министра Монголии Лувсаннамсрайна Оюн-Эрдэнэ в США вызвал большой интерес во всем мире. Связано это не столько с тем, что это первая подобная поездка монгольского лидера, начиная с 2018 года, сколько с тем, что в последние два года Запад прилагает массу усилий, чтобы стать «третьим соседом» Монголии.
О том, какое значение придавала монгольская сторона этому визиту, можно судить по фразе Оюн-Эрдэнэ, сказанной в одном из интервью:
«Соединенные Штаты — это не просто наш торговый сосед, это путеводная звезда рыночной экономики и демократических ценностей Монголии».
Да, Монголия хочет сближения с США, но при этом все в нынешнем правительстве Монголии, да и сам премьер-министр прекрасно понимают, что Россия и Китай при любых раскладах останутся «вечными соседями» и главными экономическими партнерами страны.
Также в Улан-Баторе прекрасно понимают, что в случае очередного витка напряженности между великими мировыми державами, Монголия окажется в крайне незавидном положении. Поэтому свое сближение с США и вообще со странами Запада нынешние монгольские власти стараются вести так, чтобы не злить Москву и Пекин.
Известно, что в США Оюн-Эрдэнэ ехал с четким планом проведения переговоров по пяти важным для Монголии направлениям. Это:
— космические технологии, прямое авиасообщение между странами, подготовка преподавателей английского языка, возобновляемая энергетика и борьба с коррупцией.
Из этой программы явно выпадает встреча Оюн-Эрдэнэ с министром обороны США Ллойд Дж. Остином в стенах Пентагона. Надо отметить, что американский министр устроил монгольскому премьеру весьма пышную встречу, а меры безопасности при ее проведении можно назвать беспрецедентными, во всяком случае некоторые монгольские СМИ даже посвятили вопросам обеспечения безопасности отдельные публикации.
Министр Остин в ходе встречи отметил, что и США и Монголия разделяют демократические ценности.
«Сегодняшняя историческая встреча подчеркивает наше углубление, наше оборонное сотрудничество. Наши две демократии разделяют общее видение Индо-Тихоокеанского региона и фундаментальное стремление к миру и стабильности», — сказал Остин.
Было отмечено, что монгольские военнослужащие регулярно участвуют в проведении миротворческих операций по всему миру, а США регулярно участвует в ежегодных миротворческих учениях Монголии Khaan Quest и, по словам Остина, намерены продолжать делать это и в будущем.
В завершение встречи и Остин, и Оюн-Эрдэнэ выразили намерение продолжать сотрудничество в области безопасности между странами.
Что касается остальных вопросов, а их обсуждение между США и Монголией идет уже на протяжении длительного времени, то и в них достигнуты определенные подвижки.
Так, предполагается, что сотрудничество с NASA позволит Монголии усовершенствовать прогнозирование стихийных бедствий, сочетая многолетние наблюдения и космические технологии. В первую очередь это нужно для борьбы с засухой и наводнениями, которые в последние двадцать лет в этой по большей части степной стране происходят все чаще.
К подписанию соглашения «об открытом небе» и открытии прямого авиасообщения между США и Монголией стороны шли несколько лет и произойдет это уже во втором квартале 2024 года.
Что касается возобновляемой энергетики, то тут целиком и полностью прослеживается интерес США к запасам редкоземельных элементов (РЗЭ) и меди. В свете напряженных отношений с Китаем, который, кстати, начиная с 1 августа, ограничил экспорт галлия и германия, сотрудничество с Монголией в области добычи «редкоземельки» для американской стороны является крайне важным, если не сказать — стратегическим.
Монголия располагает обширными запасами РЗЭ и меди, которые необходимы для производства высокотехнологичного оборудования, включая военное. По словам Оюн-Эрдэнэ, сотрудничество с США уже развивается, а теперь еще будет расширено в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного в июне Министерством горнодобывающей и тяжелой промышленности Монголии и Госдепартаментом США.
Поскольку английский официально стал основным иностранным языком в средних школах Монголии, встал вопрос о нехватке учителей. Поэтому Монголия намерена подготовить более тысячи учителей английского в Соединенных Штатах. Об этом договорились Премьер-министр Оюун-Эрдэнэ и вице-президент США Камала Харрис.
США также работают над расширением своей программы помощников преподавателей английского языка в Монголии, увеличивая количество должностей на 50 %.
Соединенные Штаты и Монголия подтвердили свою общую приверженность расширению сотрудничества в области образования.
США намерены ежегодно выделять более чем 2 млн. долл. на образование и обмены в Монголии, особенно расширяя возможности для монголов получить высшее образование в Соединенных Штатах, предлагая больше финансируемых государством стипендий и помогая обучать еще больше учителей английского языка.
Что же касается борьбы с коррупцией, то тут пока больше вопросов, чем ответов.
В Монголии реализуется программа «Птица», связанная с возвращением беглых коррупционеров в Монголию. В апреле благодаря этой программе монгольские силовики добрались до некогда авторитетного политика, экс-депутата Великого Хурала и бывшего министра сельского хозяйства Т. Бадамжуная, его вернули с Филиппин, где он скрывался несколько лет.
Так, незадолго до визита монгольского премьера в США состоялась встреча монгольских силовиков с представителями ФБР. Речь на ней шла как раз об антикоррупционных мероприятиях, сотрудничестве двух стран в этой области и возврате беглых коррупционеров.
Предполагалось, что в ходе визита Оюн-Эрдэнэ будет решен вопрос с выдачей бывшего премьер-министра Монголии Чимэдийна Сайханбилэга, который с 2019 года скрывается в США. Но, судя по всему, американская сторона решила приберечь монгольского чиновника на потом, ограничившись лишь декларативными заявлениями об антикоррупционной борьбе двух стран.
Визит премьер-министра Монголии Лувсаннамсрайна Оюн-Эрдэнэ показал, что США продолжают проводить политику по отдалению любых стран от России и Китая. С Монголией Вашингтону это пока удаётся, а Улан-Батор в свою очередь пытается усидеть на трёх стульях.
У Москвы довольно тесные и более глубокие связи с Монголией и вряд ли из-за сотрудничества с Вашингтоном они будут приостановлены, однако России необходимо предлагать своему соседу более выгодное сотрудничество и строить более тесные взаимовыгодные отношения.