22:33
21.11.2024
Четверг
10 лет назад Япония начала вводить санкции против России
63

За это время страна Восходящего солнца потеряла триллионы иен прибыли.

Новым пакетом антироссийских санкций никого уже не удивишь. Более того, как признают западные аналитики, наибольший экономический урон при введении ограничений, в конечном итоге несет не Россия, а страна-инициатор.

Возможность для других стран

Например, в Финляндии, которую еще в 2023 году называли «самой счастливой страной на планете», сегодня проходят многочисленные забастовки и акции протестов. Тысячи финнов благодаря безрассудству властей оказались без работы, в упадке туристический бизнес, серьезно пострадали авиационные международные перевозки.

Или взять Японию, которая стала вводить санкции против России в уже далеком 2014 году из-за воссоединения Крыма с РФ. С началом специальной военной операции на Украине Токио только усилило санкционное давление в отношении восточного соседа. На этот день ограничения, которые вводились в несколько этапов, затрагивают порядка 1 000 человек, в том числе военно-политическое руководство России, и более 700 организаций и компаний, список запрещенных к экспорту товаров и технологий превысил 800 наименований.

Размышляя по поводу такой политики Токио, профессор Университета общественных работ и наук Тохоку Тамаи Масатака в интервью Nikkei Asia заявил, что Япония оказалась в сложном положении из-за санкций, введенных в отношении России.

«Япония находится в тяжелой ситуации. Для Японии разработка ресурсов — одна из главных энергетических проблем. Для бедной на ресурсы Японии необходимо эти проблемы решать, — заявил профессор, напомнив, что японская автомобильная промышленность была вынуждена приостановить свою деятельность в РФ или полностью уйти с российского рынка. — Одна часть японского автомобильного рынка была потеряна. С другой стороны — это также дало возможность выйти на российский рынок тем странам, которые не присоединялись к санкциям».

Таким образом, по мнению профессора, в проигрыше от введенных ограничений оказалась не Россия, а Япония, потерявшая гарантированный рынок сбыта своей продукции.

«По мнению японцев, санкции должны отрицательно сказаться на российской экономике. Если же рассматривать данный шаг с точки зрения рыночной экономики, то Япония сама себе закрыла выход для своей продукции на один из рынков. Конечно, по-другому Япония поступить не может, ощущая давление со стороны США, которые контролируют своих так называемых партнеров за счет своих военных баз», – говорит Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова.

Доцент отмечает, что российский рынок уже во многом перестроился и научился довольно быстро менять логистические маршруты для поставляемых товаров извне. Здесь используется и параллельный импорт, и обычная замена одного бренда на другой. Более того, российское правительство делает все больший акцент на программу импортозамещения, создавая реестры отечественной продукции, которые могут и должны использоваться на отечественных предприятиях. «Пока речь идет только о стратегических предприятиях РФ, но в дальнейшем этот список будет расширяться».

Масла и аккумуляторы

В апреле этого года Япония ввела запрет на экспорт в Россию еще 164 видов товаров, в том числе автомобильного моторного масла, литиевых аккумуляторов, пластмасс и стальных изделий.

Также под ограничения попали яхты и другие прогулочные или спортивные суда, байдарки, каноэ, легкие лодки, пожарные катера, крановые суда, буровые или производственные платформы. Токио запретило к ввозу в Россию оптическое оборудование, фотооборудование, ручные электрические инструменты, вольфрамовый порошок и молибден, кобальт, цирконий и рений и продукты из них и др.

На первый взгляд, ограничения довольно серьезные, особенно с учетом того что Дальний Восток России сегодня на 60 процентов заполнен маслами и аккумуляторами японского производства. Однако, как считают аналитики, все не так катастрофично, как думает Токио.

Эксперты уверены, что данная инициатива властей иностранного государства не окажет существенного влияния на российский рынок. Отечественные автовладельцы уже адаптировались к уходу основных игроков масляного сегмента. Их успешно заменили российские и западные компании, представляющие дружественные страны (или ввезённые через них). Также все более популярными становятся бренды, полностью или частично локализовавшие производство на территории РФ. А значит — не должны считаться импортом.

«Мы ввозим в Россию не автомасла, а технологии и компоненты, поэтому формально санкции нас не коснутся. Компания JCI Corporation еще в 2023 году локализовала производство смазочных материалов и антифризов под брендом Takayamaна в Калужской области. Это позволяет обеспечить потребителей все тем же высокотехнологичным продуктом, но без санкционных рисков. При этом — с японском качеством и технологиями», говорит гендиректор Сакагути Сугуру.

К тому же эксперты напомнили, что автомобильные масла, часто позиционирующиеся как выпускаемые в Японии, на самом деле производятся на Тайване или в Таиланде. А с этими странами сложностей у российских импортеров не возникало. Брендовые ГСМ с заводов известных марок, произведенные в Республике Корея, тоже пока без проблем завозятся на российский рынок.

Что касается аккумуляторов, то уже сегодня до 30% российского рынка — батареи корейского производства и прямого запрета на торговлю аккумуляторами с Российской Федерацией в настоящее время нет. На рынке представлены также аккумуляторы из Малайзии, соответствующие большинству допусков, предъявляемых к японской продукции. Возможно налаживание поставок из других стран. Так что ниша «японцев» неизбежно будет занята.

Ответные действия

Сразу после введения дополнительного пакета санкций японской стороной, МИД России анонсировал ответные действия, не раскрывая деталей. Однако, как говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский, Россия в ответ вряд ли ограничит энергетический и продовольственный экспорт в Японию. «Скорее всего, ответ на санкции будет асимметричным, как это было сделано в 2022 году, когда РФ запретила японским рыбакам заниматься морским промыслом в акваториях у Южных Курил».

Решение о введении ответных санкций России зависит от множества факторов, включая экономическую выгоду, политическую стратегию и интересы национальной безопасности. Реализация таких мер требует детального анализа: оценки потенциальных последствий для экономики России и долгосрочных перспектив в отношениях с Японией, — считает Островский.

Участвуют в российских проектах

Стоит добавить, что, несмотря на то, что Токио довольно агрессивно настроено по отношению к России, японские компании продолжают участие в российских нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Это происходит на фоне ухода других иностранных компаний-участников — американской Exxon и британской Shell . Япония вывела из-под санкций строительные и инженерные услуги, оказываемые на этих проектах.

Также Япония участвует в проекте «Арктик СПГ – 2», против которого США ввели санкции. В этом важном для энергобезопасности Японии проекте США, вводя санкции, не учли позицию Токио и просто поставили его перед фактом, отмечает посол РФ в Японии Николай Ноздрев. Япония была заинтересована продолжать сотрудничество и как участник проекта с долей в 10%, и как покупатель будущих партий СПГ. Пока Япония продолжает активно покупать российский СПГ, в декабре прошлого года даже поставила рекорд.

…Как бы там ни было, сегодня, очевидно, что Япония, как и многие другие страны, подгоняемые кураторами из Вашингтона, вводя ограничения на экспорт своей продукции, вредят не России, а только себе.

 

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:
© 2023, «Восточное время». Все права защищены.
Разработка сайта Zab-Net